Уральские эксперты забраковали чек-листы для проверки общепита

По оценке уральских экспертов, из 93 вопросов в чек-листе Роспотребнадзора для плановой проверки общепита однозначно можно ответить только на 36, семь дублируют друг друга, остальные нуждаются в уточнении.

- По мнению представителей контрольно-надзорных органов и бизнеса, чек-листы могут быть очень важным инструментом для обеспечения прозрачности проверок, упрощения взаимодействия с контролерами, внутреннего аудита, но в том виде, в каком они сформированы сегодня, поставленных целей не достичь, - комментирует итоги деятельности рабочей группы Екатерина Сонина, советник уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области.

Основной недостаток опросника в том, что он строится на технологически устаревших СанПиНах и в большей степени рассчитан на крупные предприятия

Рабочая группа была создана в мае 2018 года. Ее основная задача - формулировать предложения по корректировке проверочных листов, которые внедряются в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. При плановых проверках общепита инструмент уже используется, поэтому и подвергся анализу одним из первых.

Эксперты изучили 25 страниц текста и пришли к выводу, что основной недостаток опросника в том, что он строится на технологически устаревших СанПиНах и в большей степени рассчитан на крупные предприятия. Из трех возможных вариантов составления чек-листа (по виду объекта, степени риска и просто систематизации всех требований) Роспотребнадзор выбрал именно последний, что, по мнению бизнес-сообщества, чревато увеличением административной нагрузки.

- Несмотря на то что закон требует однозначности формулировок, много раз встречается фраза "достаточное количество". Например, достаточное количество воды в чем измеряется? Много параметров, непонятных с точки зрения метода контроля, - есть опасения, что потребуются дорогостоящие лабораторные исследования. Также по некоторым пунктам неясен предмет контроля. В частности, как ответить на вопрос: "Выполняется ли законодательство о реализации алкоголя и табака?" Как известно, это сфера контроля не только Роспотребнадзора, но и других служб, - перечисляет Екатерина Сонина выявленные недостатки. - Кроме того, не совсем понятен правовой статус чек-листов: если на акт проверки предприниматель имеет право направить возражения, то в данном случае это не предусмотрено.

Уральские эксперты уже отправили свои комментарии федеральному уполномоченному по защите прав предпринимателей, в Минэкономразвития РФ и центральные органы Роспотребнадзора. Можно сказать, их условно поддержали: минэкономразвития рекомендовало санврачам учесть высказанные предложения при реализации риск-ориентированного подхода.

Мнение

Вера Соловьева, завкафедрой экономики и коммерции УрГЭУ:

- Итоговый документ получился удобный, полезный. Наработки пригодятся: скоро чек-листы начнут применять при проверке розницы, сферы услуг, а их почти 40 видов. Хотя я остаюсь при своем мнении: малому предпринимателю, у которого кофейня, где пять сотрудников, психологически тяжело заполнять такие листы. Роспотребнадзор может реализовать свои полномочия и без этого.