30.08.2018 21:04
    Поделиться

    Яхтсмен Зарецкий продолжает борьбу в кругосветной гонке "Золотой глобус"

    Российский яхтсмен Игорь Зарецкий продолжает борьбу в кругосветной гонке "Золотой глобус"
    67-летний ветеран из Ярославля Игорь Зарецкий сейчас на девятой позиции. А всего в гонке осталось двенадцать участников. Позади только четвертая часть дистанции, а треть яхтсменов уже окончательно выбыла из основных зачетов. Напомню, таких зачетов два: в основном зачете те, кто за всю кругосветку ни разу не обратятся за помощью извне; в следующем, так называемом классе "Чичестер" - те, кто один раз воспользуются такой поддержкой. В GGR-2018 участвуют только лодки старой постройки, а шкиперам запрещено использовать современные навигационные приборы и средства связи.

    Сначала в "утешительный" класс перешел француз Антуан Кусо, сделавший короткую остановку для ремонта на Канарах. Но на днях от него пришло сообщение: "Травмы плеча и колена, а также поломки делают дальнейшее участие невозможным, иду для ремонта и лечения на остров Тринидад". Затем - неожиданно для всех - пощады запросил его соотечественник легендарный Филипп Пеше, который сначала лидировал в гонке, а затем долгое время шел вторым и считался у экспертов главным претендентом на "Золотой глобус". Сам Пеше не испытывал никаких проблем в Атлантическом океане, а вот его лодка не выдержала нагрузок, которые сопутствуют подобным состязаниям. Сначала сломался авторулевой - своеобразный "автопилот", без которого немыслимо продолжать кругосветку. С трудом, но француз сумел его отремонтировать. Потом накрылся румпель, причем так, что устранить эту проблему в открытом море уже не представлялось возможным.

    В океане теперь осталось только одиннадцать участников

    Филипп Пеше взял курс на Кейптаун, где хотел остановиться для ремонта, а затем продолжить состязание в классе "Чичестер". Даже с такими серьезными неисправностями он долгое время продолжал держать высокую скорость, не отставая от лидера Жан-Люка Ван Ден Хеда. По 18 часов в сутки стоял у штурвала. Но сделал слишком много звонков на берег по аварийному спутниковому телефону, обсуждая свою беду. А это, как считает судейская коллегия, является явным нарушением регламента. Итог: главный фаворит должен взять курс обратно, к берегам Франции.

    Беседуя с журналистами в Кейптауне, Пеше подтвердил, что именно матчасть не вынесла тех нагрузок, которые сопутствуют GGR-2018. "Эти лодки не для подобных гонок. Если ты держишь высокую скорость круглые сутки и почти два месяца, то из строя может выйти все что угодно. Чтобы уцелеть, ты должен использовать лодку не более чем на 50 процентов ее возможностей, а я выжимал все 100".

    Конечно, он выглядел при этом огорченным. И отдал должное тем, кто продолжает борьбу: "Перед парнями, которые дойдут до конца, я сниму шляпу".

    А кто первым дойдет до конца? Другой француз, 73-летний Жан-Люк Ван Ден Хед, который сейчас опережает идущего следом голландца Марка Слэтса почти на тысячу миль? Сам Жан-Люк, не боясь сглазить, заявил в телефонном разговоре с представителем комитета гонки (такие разговоры раз в неделю являются обязательными), что уже в феврале планирует замкнуть кругосветку. Он делает в сутки по 200 миль, и если ничего плохого с его яхтой не произойдет, то вполне способен выполнить свое обещание.

    Но все случившееся с Пеше и другими гонщиками мешает относиться к подобным прогнозам серьезно. Большие и малые проблемы преследуют буквально всех участников "Золотого глобуса". У финна Тапио Лехтинена вышли из строя гидрогенератор и солнечные батареи. Если починить их не получится, то он останется без энергии, а значит, автоматически выбывает из гонки. У Тапио, кстати, самая старая лодка, она была построена еще в 1965 году. Другим неудачником может стать французский учитель Лоик Лепаж, который испытывает проблемы с пресной водой. Кажется, он напрасно понадеялся на то, что в экваториальной Атлантике будут лить тропические ливни, и благодаря им он сможет пополнить свои запасы. Сезон выдался на редкость засушливым. Голландец Марк Слэтс забыл на берегу перчатки, а его яхта, обогнув мыс Доброй Надежды, как раз входит в зону минусовых температур и сильных штормов.

    Девятая позиция нашего Игоря Зарецкого в этом контексте, как ни странно, выглядит вполне оптимистично. Он-то перед стартом загрузил на "Эсмеральду" много всякого запасного добра, а также разнообразные инструменты для возможного ремонта. Тогда над ним посмеивались: у тебя не лодка, а магазин хозтоваров. Посмотрим теперь, кто и как выдержит "ревущие сороковые" - именно через них пройдет очередной этап кругосветки.

    В ходе ежедневных сеансов связи (спасибо нашим радиолюбителям, в особенности Михаилу Заскалету!) Игорь немногословен, обычно ограничивается одним и тем же: "Эсмеральда" о кей". Были мелкие неисправности на борту, но Зарецкий с ними успешно справился.

    Российский штаб гонки принял решение выпустить сувенирные майки с надписью на груди "Эсмеральда" о кей". Кстати...

    Когда верстался номер

    Эта статья уже была отправлена в редакцию, когда с маршрута кругосветки пришло сообщение: яхта норвежца Аре Уига, который шел четвертым, оказавшись в зоне урагана, перевернулась и потеряла мачту. А вместе с ней храбрый викинг потерял надежду на продолжение гонки. В океане теперь осталось только одиннадцать участников.

    Справка "РГ": Golden Globe Race

    Кругосветная гонка яхтсменов-одиночек "Золотой глобус"-2018 проходит на тех же условиях, которые сопутствовали участникам первой такой регаты, состоявшейся ровно 50 лет назад. Тогда стартовали девять лодок. Однако к финишу 312 дней спустя пришла только одна, управляемая британцем Робином Нокс-Джонстоном. Семь сошли с дистанции, а одна яхта и вовсе бесследно исчезла на океанских просторах.

    Регламент GGR-2018 требует от участников идти вокруг земного шара на лодках старой постройки (не позже 1988 года), ограниченных по размерам, оснастке, без всяких цифровых и иных современных приборов. Для определения координат участники могут пользоваться только секстаном, а производить все вычисления, выписывая цифры столбиком, калькуляторы тоже запрещены. Запрещены цифровые фото и видеокамеры. Запрещены любые заходы в порты. Связь только на коротких волнах в любительском диапазоне.

    Консультации с врачом и штабом гонки по спутниковому телефону только в самых крайних случаях. Несанкционированный контакт грозит дисквалификацией. Если участник хотя бы раз воспользуется помощью извне (допустим, зайдет в порт для ремонта), то автоматически выбывает из GGR, переходит в класс "Чичестер". Второй заход полностью исключен.

    Контроль настолько строг, что после финиша участник должен будет еще две недели находиться в гавани - в это время судьи станут анализировать все расчеты по навигации, а также тщательно осматривать лодку на предмет нарушения правил, например, связанных с утилизацией мусора.

    Маршрут гонки определен организаторами таким образом: надо пройти Канары, оставив их справа, потом миновать Кабо-Верде, обогнуть мыс Доброй Надежды. Затем Тасмания: там у Хобарта участники смогут подойти к берегу, но без швартовки, а только для полуторачасового общения с судьями и прессой. Дальше опять включается таймер и дальнейший путь пролегает к мысу Горн, после чего яхты огибают Южную Америку, входят в Атлантику и продвигаются на север, к финишу.

    Поделиться