Прежде для установления родства между малышом и его биологическими родителями проводили анализ ДНК. Образцы собирал лично один из сотрудников консульства, затем они отправлялись в лабораторию, находящуюся в Испании. Как только проверка подтверждала отцовство, ребенку выдавали испанский паспорт, необходимый для пересечения границы. Биологическая мать уже на родине должна была пройти процедуру усыновления или удочерения (согласно испанскому законодательству, матерью признается та женщина, которая выносила и родила ребенка, - прим. "РГ"). Хотя регистрацию в консульстве необходимо пройти в течение месяца после рождения ребенка, оформление документов часто превышало этот срок (время уходило на транспортировку образцов, генетический анализ, решение различных бюрократических вопросов), однако на это закрывали глаза.
Изменения в европейском законодательстве закрыли такую возможность. Консульские работники больше не могут собирать образцы ДНК, в то же время власти Испании не признают результаты анализов, сделанных за пределами Европейского союза. К тому же в последнее годы участились случаи медицинской халатности, мошенничества и торговли детьми, и официальный Мадрид несколько раз предупреждал испанцев о проблемах, которые могут возникнуть у них, если они все же рискнут обратить за помощью в одну из многочисленных украинских клиник, работающих с суррогатными матерями. Самый громкий случай произошел с итальянской парой, анализ ДНК не подтвердил отцовство. По итогам проведенного на Украине расследования владельцу клиники и главврачу предъявили обвинения в торговле людьми, подделке служебных документов и уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах - им грозит до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Это произошло буквально месяц назад и стало последней каплей для испанских властей. В итоге около 30 семей оказались в подвешенном состоянии.
"Нам говорят, что они больше не могут проводить тесты ДНК, что мы должны сами найти лаборатории, которые одобрены властями Испании. Но как мы можем сделать анализ в Испании, если не может вытащить отсюда наших детей без паспортов?" - задаются вопросом родители. Без документов они даже не могут обратиться в случае необходимости за бесплатной медицинской помощью.
В министерстве иностранных дел пиренейского королевства подчеркнули, что посольство Испании на Украине будет заниматься каждым случаем индивидуально. "В любом случае правительство обязано сохранять и защищать права беременных женщин (или биологических матерей), вовлеченных в этот процесс, независимо от их национальности, а также защищать интересы родившегося ребенка", - отметили в МИД. Однако это может занять много времени, необходимо проанализировать все поданные документы, в том числе провести проверку на соответствие как украинскому, так и испанскому законодательству, в частности закону от 2006 года о методах репродукции.
Некоторые юристы видят выход в сложившейся ситуации в получении украинского свидетельства о рождении, чтобы не оставаться совсем без документов, с ним, по крайней мере, можно въехать с Испании. Затем парам предстоит решать вопрос уже на родине в судебном порядке, и этот процесс может растянуться на два года.
Примечательно, что в ЕС нет единой позиции в отношении суррогатного материнства. Одни страны его запрещают, другие закрывают на это глаза, и лишь немногие имеют законы, разрешающие этот способ продолжения рода. Еще несколько лет назад Европарламент провел исследование, которое показало, что все члены ЕС согласны с необходимостью разработать единые правила в этой сфере деятельности, но до сих пор никаких шагов в предпринято не было. Более того, в 2015 году Европарламент призвал запретить суррогатное материнство, поскольку оно подразумевает "использование репродуктивных функций для получения финансовой выгоды", что "противоречит человеческому достоинству женщин", особенно в бедных странах. Еще одна резолюция 2016 года подчеркивает, что суррогатное материнство "нарушает права женщин и несовершеннолетних".
В настоящее время суррогатная беременность, как на финансовой, так и безвозмездной основе, запрещена в Австрии, Франции, Германии, Италии, Испании и еще нескольких странах ЕС. В других государствах-членах Евросоюза нет законодательства, регулирующего этот вопрос, и на практике такое материнство допускается. Например, в Бельгии существуют только четыре клиники, где проводят подобные операции. Единственные страны ЕС, где власти разрешают суррогатное материнство, - это Великобритания, Греция и Португалия.
При столь негативном отношении к суррогатному материнству на родине многие европейцы ищут способ завести детей за границей. Украина занимает второе место после США по количеству детей, родившихся благодаря этой процедуре. Этот вопрос даже регулируется Семейным Кодексом Украины и законом "О государственной регистрации актов гражданского состояния". Согласно установленным требованиям в подобных программах могут принимать участие женщины в возрасте от 19 до 38 лет с положительным резус фактором крови, без вредных привычек и заболеваний. При этом обязательным условием является наличие собственного здорового ребенка. Желающим заработать таким способом предлагают обычно от 16 до 20 тысяч евро. При этом с биологических родителей клиники берут суммы от 30 тысяч евро. В то же время закон гарантирует, что именно они являются родителями ребенка.