Культура Шаолиня основана на "пестовании жизни"

Боевые искусства ушу, или кунфу, - это далеко не все, чем славится Шаолинь. Буддизм, ушу и народная медицина - вот три составные шаолиньской культуры. Местные жители говорят, что медицина и буддизм спасают от бедности, а ушу помогает укрепить силы и укротить дух.

Удивительная природа, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, а также активные занятия боевым искусством - идеальные условия для здоровья и долголетия. Как же достичь долголетия по-шаолиньски?

Медитация, ведущая к "опустошению" личности

На протяжении 1500 лет, начиная с момента основания монастыря в 495 году н.э., его обитатели неукоснительно соблюдали нормы буддизма, завещанные легендарным патриархом Бодхидхармой (по-китайски его называют Дамо). Это ежедневные продолжительные медитации, "совершенствование сердца" и "пестование естества", а также "стремление к опустошению". Человек в медитативном покое стремился познать "пустоту", то есть избавиться от всех посторонних мыслей, забыв обо всем и не ощущая даже самого себя. Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают семь чувств: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред "пяти плотным органам", что является первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость - на сердце, печаль - на селезенке, скорбь - на легких, страх - на почках.

Постоянные тренировки

Известно, что в монастырях существуют строгие правила: в монахи может быть посвящен только человек милосердный, который творит добрые дела и не приемлет насилия. Поэтому обычно монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Но с Шаолинем все сложилось иным образом. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи оттачивали свое искусство владения приемами рукопашного боя, поскольку суровая реальность, а также ход развития буддизма требовали от них умения обороняться. Ведь только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить обитель в неприкосновенности.

Уникальные медицинские практики и монастырская диетология

Занятия боевыми искусствами сопровождались значительными травмами, поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинскими практиками, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с династии Суй (581-618 гг.), монастырь стал направлять своих представителей в горы к известным врачевателям для постижения премудростей медицины, особенно в излечении ран. Впоследствии монахи-врачи стали сами заниматься терапией, и постепенно при монастыре сложился полноценный госпиталь. Для большей эффективности настоятели требовали, чтобы каждый практикующий ушу обладал необходимыми медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, их лечение, профилактика, фармакопея. Обладавшие медицинскими познаниями монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию науки поддержания жизни.

Врач-монах эпохи Мин (1368-1644 гг.) Бэнь Юе, объединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал оригинальный подход к вопросу "пестования жизни" - он составил рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэнь Юе писал: "Основа питания - пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы следует принимать круглогодично вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить до ста лет". Монастырский эскулап считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам. Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и представляет собой две пиалы жидкой каши. Обед - в половине двенадцатого - состоит из пампушки, приготовленной на пару, или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера - ужин, включающий в себя одну или полторы чашки супа с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, обед бывает сытным, ужин - чуть менее. Монахам запрещается мясо и вино. Нарушители строго наказываются и изгоняются из монастыря. Монахи Шаолиня также регулярно пьют лекарственный чай. Употребление травяного чая способствует оздоровлению желудка, подъему "духа" и продлению жизни.

Интересно

При монастыре работает Центр шаолиньской медицины. Прообраз центра был открыт еще в 1217 году, в то время это была лечебница для монахов и местных жителей. Центр шаолиньской медицины прилагает усилия по сохранению старинных медицинских практик. Здесь бережно хранят древние манускрипты по традиционной медицине, разрабатывают новые рецепты, совершенствуют традиционную лечебную практику.

Центр медицины разработал и производит около десятка препаратов, включая лекарства для наружного применения, "буддийский чай" и др. Все эти средства пользуются необычайной популярностью.