Например, "Лукойл" в 2017 году потратил на внешнюю социальную поддержку около 9 миллиардов рублей. А на программу промышленной безопасности и охраны труда - 12,3 миллиарда рублей. Чистая годовая прибыль компании, согласно финансовой отчетности по МСФО за прошлый год, составила 418,8 миллиарда рублей.
Есть несколько направлений, которые нефтегазовые компании поддерживают. Первое - это развитие региональной инфраструктуры: открытие новых больниц и школ, культурных и спортивных объектов, проведение мероприятий, поддержка нуждающихся в помощи групп населения и т.д. Второе - поддержка собственных сотрудников, улучшение условий их труда и качества жизни в целом. Третье - экологическая безопасность.
- Ключевым трендом КСО можно назвать привязку текущей деятельности компаний к целям устойчивого развития (ЦУР) ООН, - рассказала старший менеджер группы по предоставлению услуг в области устойчивого развития PwC в России Вера Смирнова. - Также можно отметить повышение внимания зарубежных инвесторов к прозрачности раскрываемой информации и планам перехода к низкоуглеродной экономике. Мы замечаем, как российские компании энергоемких отраслей, привлекающие в том числе зарубежные инвестиции, планомерно попадают в радар подобных запросов на предмет открытости и сценариев их устойчивого развития.
Все крупнейшие российские нефтегазовые компании - публичные, то есть их акции обращаются на бирже и у них есть необходимость раскрывать информацию инвесторам. Самый подробный отчет в области устойчивого развития с 2005 года публикует ЛУКОЙЛ. Приоритеты деятельности компании вполне соответствуют мировым трендам. В отчете, в частности, уделено внимание проблеме изменения климата. Уровень использования попутного нефтяного газа, например, составляет 95 процентов, а инвестиции в развитие возобновляемых источников энергии - 486,5 миллиона рублей. В Год экологии (2017-й) компания провела больше ста мероприятий в регионах России, а общие затраты на природоохранные мероприятия за этот период составили 42,4 миллиарда рублей.
Другая крупнейшая российская компания - "Газпром" - ежегодно поддерживает множество общественных проектов, оказывая помощь в развитии культуры, науки, образования, пропаганде здорового образа жизни. Однако главным социальным проектом в годовом отчете за 2017 год названа программа газификации регионов. В прошлом году компания привела сетевой газ более чем в 200 населенных пунктов, общий уровень газификации России превысил 68 процентов.
Еще один масштабный социальный проект - "Газпром - детям". В 2017 году были построены 165 спортивных объектов, еще 50 объектов в 29 регионах сейчас возводятся.
- Сфера КСО в нашей стране продолжает развиваться, и для лидеров бизнеса это не "мандариновая благотворительность" (так называют, например, разовые формальные поездки к нуждающимся с дорогими подарками), а серьезные, продуманные социальные инвестиции, связанные с целями бизнеса, - рассказал первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. - И если для FMCG-компаний это акции и фестивали, то для компаний нефтегазового сектора в приоритете поддержка и развитие местных сообществ и локальных НКО, четкое соблюдение всех экологических норм и стандартов, а также трансляция трендов поставщикам и подрядчикам.
НК "Роснефть", например, уделяет особое внимание возмещению нанесенного ущерба водным биоресурсам в регионах работ. В 2017 году было выпущено около 12 миллионов разновозрастной молоди таких пород, как пелядь, семга, сибирский осетр, стерлядь, сиг и хариус.
Еще одно важное для компании направление - охрана труда и обеспечение промышленной безопасности. В 2017 году начата "перезагрузка" "Золотых правил безопасности труда", улучшена их визуализация, развернута широкая коммуникационная кампания по закреплению правил. Затраты на охрану труда постоянно растут - в 2015 году они составили 42,9 миллиарда рублей, в 2017 году - 56, 2 миллиарда. Охране труда уделяют внимание и в ЛУКОЙЛе, компания заботится об улучшении условий труда, число "вредных" рабочих мест неуклонно снижается. Так, в 2015 году на таких было занято 28,7 тысячи человек, в прошлом году - 28,2 тысячи. Второй год подряд компании удается полностью исключить рабочие места с условиями труда наибольшего класса вредности. Рабочих мест с опасными условиями труда (класс 4) в компании также нет.
При направлений поддержки компании ориентируются на свою общую стратегию развития.
- На практике мы видим, что некоторые КСО-программы появились раньше, чем компания сформулировала для себя основные цели и стратегии развития по вопросам КСО, - отметила Вера Смирнова. - Эффективность таких программ остается под вопросом. Опять же сейчас в рамках конкурса "Лидеры корпоративной благотворительности" мы видим, что около 60 процентов участников проводят регулярную оценку своих социальных и благотворительных программ. Оценка используется как инструмент управления КСО. Как правило, компании в первую очередь оценивают экономическую эффективность от проектов и отслеживают позитивное воздействие от реализованного КСО-проекта.
Эксперты обращают внимание на российскую специфику, которая связана с географическими особенностями страны. По словам Веры Смирновой, в России достаточно много градообразующих предприятий, которые зачастую находятся в труднодоступных районах с суровым климатом. Из-за этого компании заинтересованы ориентировать свои КСО-проекты на повышение комфортности уровня жизни в этих местах. Они создают площадки для деятельности некоммерческих организаций, интерактивные музеи, организуют фестивали (экологические, театральные, музыкальные, научные и т.п.), города получают современное техническое оснащение, например, туда проводят хороший, высокоскоростной интернет.
"Одним словом, компании делают все, чтобы повысить привлекательность и комфортность жизни в этих регионах, чтобы привлечь и удержать молодых специалистов", - заключила эксперт.