Константин Сергеевич, на Приморье перед форумом ложится большая нагрузка. Надо не только представить свои инвестиционные проекты, но и обеспечить достойный прием участников ВЭФ. Как идет подготовка к этому важнейшему событию?
Константин Богданенко: Наблюдается два основных направления, по которым на протяжении последних четырех лет край готовится к форуму. С одной стороны, это наполнение содержательной части экономической повестки ВЭФ, с другой - как и в любом месте, куда приезжают главы государств, крупнейших российских и зарубежных компаний (в этом году ждем более шести тысяч человек!), требуется подготовить инфраструктуру для приема гостей.
За четыре года у нас совместно с "Росконгрессом" выработался механизм подготовки и администрирования этого процесса, так что теперь все идет более незаметно, системно и в соответствии с заранее подготовленным планом.
Как расселят такое количество гостей?
Константин Богданенко: Это один из ключевых вопросов. В нынешнем году по поручению главы Приморья Андрея Тарасенко в дни форума во Владивосток зайдет круизный лайнер, на котором смогут разместиться участники ВЭФ.
Если объективно посмотреть, ни один город не справится стандартными методами с таким резким наплывом гостей. Например, во время Петербургского международного экономического форума эта проблема тоже стоит остро, несмотря на то что северная столица - один из главных туристических центров России. Ведь на мероприятия такого класса приезжает много топ-менеджеров ведущих компаний, и достаточного количества номеров класса люкс в Питере тоже не хватает.
Но я могу точно сказать, что развитие в Приморье сервисного бизнеса, связанного с обслуживанием гостей, настолько ускорилось, что, думаю, Владивосток скоро с этой проблемой справится.
Чем Приморье будет выделяться среди других субъектов на "Улице Дальнего Востока"?
Константин Богданенко: Основная задача павильона Приморья на "Улице Дальнего Востока" - сформировать у посетителей образ динамично развивающегося края, презентовать реально существующие производства, перспективные проекты в сферах судостроения, туризма, рыболовства и марикультуры.
Мы стараемся сделать презентацию края по-новому - будем представлять уже реализуемые проекты, продукты и сервисы, которые имеют ценность в масштабах страны и на мировом рынке.
Например, под Владивостоком производят орудия для промышленного рыболовства, которые экспортируются по всему миру. Спасательное оборудование (буи) из Приморья тоже используется в разных государствах. Развивающие деревянные игрушки-конструкторы продаются во многих странах Азии. Еще один хороший пример - катера и яхты, выполненные по технологии композитного кораблестроения. Они идут на экспорт в Южную Корею и другие страны. Портфель заказов компании укомплектован на несколько лет вперед.
Во втором зале мы хотим показать то, что формирует будущее региона в ближайшие два года. Здесь сделаем акцент и на льготные режимы, потому что практически весь новый бизнес заходит к нам, пользуясь преференциями свободного порта и ТОР. Главный экспонат этого блока - виртуальная напольная карта Приморья. На ней отображены перспективные и новые проекты с вшитыми метками дополненной реальности. Например, верфь крупнотоннажного судостроения "Звезда" (первая очередь сдана, вторая возводится, но здесь уже изготавливают первые суда) и береговой завод по переработке минтая группы компаний "Доброфлот", которые сооружаются в ТОР "Большой Камень".
Назову еще несколько приморских компаний, которые будут представлены в нашем павильоне: рыболовецкий колхоз "Восток-1", компания "Джи 1 Интертейнмент" (резидент интегрированного развлекательного курорта "Приморье"), "Дальприбор", концерн "Моринформсистема-Агат", "Дальприбор", Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, завод "Мазда Соллерс", который готовится запустить в дни проведения ВЭФ производство двигателей Mazda.
Посетители павильона при помощи своих мобильных устройств смогут увидеть, как будет выглядеть новый корабль, заложенный благодаря инвестквотам, или тримаран - современный комплекс по патрулированию морской акватории, множество других объектов.
Иными словами, вторая часть экспозиции - то, что будет осуществлено в ближайшем будущем, с конкретными сроками. Наша задача, чтобы часть этих экспонатов на ВЭФ-2019 можно было "перенести" в зал реализованных проектов. Чтобы любой посетитель нашего павильона ощутил: Приморье - это место, где люди работают, живут и будут жить, где планируются большие проекты, где формируется будущее страны. Важно рассказать о появившихся здесь возможностях. Особенно хочется донести это до молодых людей, которые желают что-то сделать и что-то совершить. На мой взгляд, Приморье - одна из немногих территорий в стране, а наверное, и в мире, где возможно что-то великое и масштабное. В остальных местах уже все занято и расписано.
Один из показателей эффективности новых режимов для бизнеса - запуск производств. Сколько их уже работает в крае?
Константин Богданенко: Смотря что подразумевать под запущенными предприятиями. Для меня важны данные налоговой службы. На сегодняшний день количество новых предприятий-налогоплательщиков исчисляется десятками. Среди них есть малые и более крупные производства, но можно констатировать, что процесс перехода от идей к практике создания новых предприятий идет полным ходом.
Так, уже работает медицинский центр "Хокуто", где по японским технологиям занимаются реабилитацией больных после инсультов и травм. Или возьмем проект "Надеждинское полесье". Жилищное строительство в селе Вольно-Надеждинском - это не красивые картинки, а свершившийся факт.
Насколько успешной была работа по реализации соглашений, подписанных на прошлогоднем форуме?
Константин Богданенко: Примеры реализации подписанных соглашений есть, и немало. Но по многим проектам, масштабным и по стоимости, и по бизнес-рискам, идет большая работа. Нужно время на подготовку ТЭО, на прохождение экспертиз, на поиск подрядчиков. А некоторые люди, услышав, что сегодня подписан проект, завтра ожидают увидеть видимую картинку - как некий символ. Но это же бизнес! Надо все тщательно проработать и подсчитать, ведь миллиарды вложенных средств должны окупиться.
Возьмем для примера Находкинский завод минеральных удобрений. В 2016 году на ВЭФ протокол о намерениях реализовать этот проект под Находкой, в районе бухты Козьмино, подписали Фонд развития Дальнего Востока и "Национальная химическая группа". Тогда сумма инвестиций оценивалась в 370,5 миллиарда рублей, а в 2017 году, после более детальных подсчетов, она превысила 400 миллиардов. В настоящее время заключены соглашения о намерениях с ВЭБ и японским банком JBIC. Начать производство планируется в 2021 году.
Такая же работа идет и по созданию Восточной нефтехимической компании.
Бизнес есть бизнес. Задача государства - формировать условия для его развития, и если российские и иностранные компании начинают приходить на территорию со своими проектами, значит, бизнес почувствовал, что здесь можно работать. Значит, честь и хвала этому государству. Но в то же время это совместная работа, она может быть содержательной только при взаимодействии двух сторон.
Традиционно ВЭФ оценивают и по количеству подписанных соглашений. Сколько их и на какую сумму планирует заключить Приморье?
Константин Богданенко: До форума еще есть время, так что их может быть и больше. Пока же в списке проработанных - 29 соглашений на общую сумму около 16 миллиардов рублей, в подписании которых примет участие глава региона Андрей Тарасенко.
Это договоренности с "ГринАгро" о строительство второго комплекса на 1800 голов дойного стада, с компанией "Арника" о создании в ТОР "Надеждинская" высокотехнологичного и экологически безопасного производства "Кормбиосинтез" для выпуска импортозамещающей продукции - кормовых белков, аминокислот, витаминов, ферментов и продуктов на их основе для развития кормовой базы животноводства.
Второе соглашение компания "ГринАгро" подпишет с сельскохозяйственным колледжем в Уссурийске. Там будут готовить специалистов для нужд агрохолдинга.
Очень важным считаем соглашение о стратегическом партнерстве между администрацией края и компанией "Сименс", а также между краем, минздравом и "Ростехом" - о сотрудничестве при создании центра протонной медицины.
Мы готовимся подписать совместно с главами ряда других субъектов Дальнего Востока соглашение о реализации проекта "Дальневосточная круизная линия". Проработка и запуск круизных маршрутов между нашими регионами требуют нормативной базы. Это значительный шаг для развития экспедиционного туризма и очень перспективное направление, которое позволит развивать несырьевой сектор экономики.
Готовятся соглашения о строительстве в крае спортивных объектов с использованием механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Речь идет о сооружении на базе "Солнечная" спортивно-тренировочного, адаптационного и реабилитационного центров для спортсменов сборной России, готовящихся к Олимпиадам и международным соревнованиям, которые проходят в этом регионе мира. Есть у нас инициаторы создания во Владивостоке керлинг-центра с тренировочной базой для ледовых видов спорта, спортивно-туристического "Бохай-парка" и ряда других проектов.
Сколько новых производств стартует в дни проведения форума?
Константин Богданенко: Как и в прошлом году, в ряде регионов Дальнего Востока будет запущено несколько новых производств. Не буду раскрывать все секреты, назову лишь два приморских проекта, которые реализуются в ТОР "Надеждинская". Компания "Мазда Соллерс" готова начать производство двигателей, а самый современный на Дальнем Востоке домостроительный комбинат - выпуск своей продукции.
Жизненный цикл некоторых проектов длительный, на подготовку к их реализации требуется не один месяц, поэтому пока работа идет "за кадром". Но, я думаю, мы сейчас находимся в такой фазе, когда именно через год запущенных проектов будет на порядок больше. Поверьте, на всех территориях опережающего развития идет активная работа.
Сколько проектов и в каких сферах представит Приморье на этом форуме?
Константин Богданенко: Проекты будут презентовать разные участники и для разных групп людей, и это сложно подсчитать. Например, есть молодежные проекты со всего Дальнего Востока, их отбором занимался ДВФУ. Среди них более десятка - от приморцев.
Проекты отбирало минвостокразвития, и край подал 29 заявок с общим объемом инвестиций около 275 миллиардов рублей в таких сферах, как горнодобывающая промышленность, производство пищевых продуктов, металлургия, туризм.
Самый дорогостоящий из них, стоимостью 73,7 миллиарда рублей, - от Корпорации развития Приморского края. Речь идет об интегрированном развлекательном курорте "Приморье", где предстоит построить несколько отелей класса 3, 4 и 5 звезд, а также торговые, выставочные и развлекательные центры, аквапарк, яхт-клуб, горнолыжный спуск, благоустроенные пляжи и рекреационную территорию, рестораны и кафе. Проект рассчитан на создание 14 развлекательных комплексов общей площадью более миллиона квадратных метров и номерным фондом свыше 7,3 тысячи единиц. Веден в эксплуатацию пока один, с казино Tigre de Cristal. Но и он вносит ощутимый вклад в экономику: без малого 648 миллионов рублей налогов уплачено с момента открытия в ноябре 2016 года, создано около тысячи рабочих мест. Сегодня четыре резидента курорта ведут проектирование и строительство.
Справка
Пространство экспозиции Приморья на "Улице Дальнего Востока" включает в себя открытые площадки и реконструированную выставочную зону. В основном павильоне "Сихотэ-Алинь" разместится продукция ведущих отраслей экономики. К нему будет добавлен модуль с открытой площадкой, на которой смонтируют деревянные подиумы для тематической выставки. Один из ее элементов - современный катер, выполненный приморской компанией "Композитное кораблестроение". Рядом установят жилой блок из композитов от местного производителя. Эти объекты станут частью фотозоны "Пляжный домик", отражающей курортный дух приморского региона. Там же разместится экобар с продукцией приморских производителей, лавочки для отдыха, сувенирный киоск и стойка туристско-информационного центра Приморского края, где посетители смогут получить информацию о туристических маршрутах, фестивалях и культурных мероприятиях.
Запланировано звуковое сопровождение экспозиции, повествующее о представленных проектах, о 80-летии Приморского края и перспективах его развития.
В приморском павильоне несколько раз в день будут проходить дегустации сыров, шоколада, мороженого местного производства.