Поделиться

    В Чувашии реализуется проект "Новая поликлиника"

    Регулярно проводимый опрос пациентов говорит о росте удовлетворенности населения Чувашии качеством оказания медицинских услуг.

    В региональном минздраве утверждают, что во многом это результат реализации проекта, как его называют медики между собой, "Бережливая поликлиника". Корреспондент "РГ" побывал в одном из таких медицинских учреждений, где проект действует уже третий год и дает ощутимые результаты.

    Для каждого свой маршрут

    Официальное название проекта - "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь". В Чувашии он начался в 2018 году. Как уточнили "РГ" в региональном минздраве, в основе проекта "Новая поликлиника" лежит принцип "бережливого производства", когда каждая медицинская организация постоянно улучшает процесс оказания помощи.

    В частности, совершенствуется система внутри самой поликлиники, то есть для конкретного пациента выстраивается логичный маршрут в зависимости от его потребностей. В больницах размещаются наглядные информационные стенды, помогающие посетителю быстро найти нужный кабинет. Большое значение придается облику самой поликлиники и ее входной группе.

    Так, в Новочебоксарской детской поликлинике изменения видны невооруженным глазом. Первое - это вход в больницу. Здание относительно новое, оно было построено в 1986 году. Однако, наверное, многие помнят, что такими мелочами, как пандусы или широкие двери, в те времена в медицинских учреждениях зачастую пренебрегали.

    Помимо обязательной безбарьерной среды, перед входом в поликлинику сделана крытая терраса, защищающая детские коляски от дождя и снега. Здесь всегда чисто: и в осеннюю слякоть, и в снежную зиму.

    Главное - открытость

    Следующее, что видишь, входя в поликлинику, это открытая регистратура, причем открытая в буквальном смысле. Об этом можно судить как по дизайну и ее информативности, так и по поведению регистраторов. Согласитесь, достаточно редко можно увидеть спокойных улыбающихся сотрудников госучреждений, чей вид говорит о готовности помочь.

    - Форма регистраторов унифицирована, они не являются медработниками, поэтому одеты в яркие заметные блузки красного цвета, - отмечает главный врач Новочебоксарского медицинского центра Владимир Степанов.

    Несмотря на то что по всей стране уже давно работает электронная запись на прием к врачу, такая регистратура по-прежнему востребована.

    - Сюда приходят те, кто хочет записаться на прием прямо сейчас: поднялась температура, и нужен врач. В поликлинике есть кабинет неотложной помощи, где пациенту сразу же оказывают первичную помощь, - поясняет Степанов.

    Регистратура - видимая часть управления потоками посетителей в поликлинике. А есть то, чего пациенты не видят, это колл-центр. Его сотрудники принимают звонки и записывают все вызовы на дом. Они задают вопросы и решают, какую помощь оказывать: либо состояние пациента позволяет дождаться своего участкового педиатра, либо ему нужна неотложная помощь, если, к примеру, у него высокая температура, кашель или выраженная головная боль. По существующим стандартам такую помощь больной должен получить в течение двух часов.

    - В крайнем случае, если действовать нужно сию минуту, вызов переадресовывается в скорую помощь, которая должна приехать к больному в течение 20 минут, - поясняет главврач поликлиники.

    Время врача - дорого

    - "Бережливое производство" - значит бережливость по отношению ко всему. Это комфортное пребывание человека в учреждении здравоохранения и получение помощи в минимально короткие сроки. Придя в поликлинику, пациент не должен сидеть в очереди два часа. Мы используем наши информационные системы так, чтобы он как можно меньше времени проводил в ожидании приема, - продолжает главврач Новочебоксарского медцентра.

    Но проект "Новая поликлиника" не только для пациента, он также затрагивает работу и самого медицинского персонала - от медсестры и врача до руководства организации. Необходимо, чтобы медицинский персонал не делал лишних движений, а мебель в кабинетах не мешала как самому врачу, так и пациенту. Чтобы доктор больше времени уделял именно врачеванию и не отвлекался на те процедуры, которые может выполнить медицинская сестра, считают в Минздраве Чувашии.

    По словам Владимира Степанова, на сегодня норматив приема пациента в поликлинике - 15 минут. Сюда входит осмотр, обследование и написание рекомендаций, выписка рецепта и направление на диагностические исследования. А пока врач осматривает пациента, медсестра ждет, то есть теряет время. Так рассудили сотрудники поликлиники и решились на эксперимент: разделить рабочее место врача и медицинской сестры.

    - Медсестра располагается в коридоре или холле. Здесь она измеряет температуру и артериальное давление. После этого пациент заходит в кабинет, где доктор проводит врачебный осмотр, - объясняет новый механизм работы главврач детской поликлиники. - Врач пишет, что нужно для пациента, тот идет к медсестре за направлениями на диагностические исследования или за рецептом. При этом пациент уже не будет занимать время доктора, просто сидя в его кабинете и ожидая документов.

    Кстати, рабочие места - это тоже один из элементов бережливого производства. Уже сейчас кабинеты оборудуются эргономичной мебелью, которая необходима именно для оказания медицинской помощи. После ремонта в подвале детской поликлиники, по словам Степанова, появятся удобные раздевалки и места для приема пищи.

    Главное - мнение пациента

    Стоит отметить, что медицинские учреждения внедряют элементы "бережливой поликлиники" и новации не как сами того захотят. В каждом из них есть рабочие группы, иногда доходящие численностью до десяти человек. Помимо этого, согласно требованиям Минздрава России в республике на функциональной основе работает так называемый Региональный центр первичной медико-санитарной помощи, где еженедельно представители рабочих групп медицинских организаций - участников проекта делятся идеями и предложениями, как улучшить работу их поликлиник.

    При этом, утверждают медики, инициативы редко берутся просто из головы. Один из инструментов и критериев правильности принимаемых решений - это мониторинг удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи участковым врачом или педиатром. Владимир Степанов, например, рассказывает, что в поликлинике регулярно проводится анкетирование пациентов Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) по утвержденной Минздравом России методике.

    Благодаря анкетированию, по его мнению, становится понятно, в каких направлениях двигаться. Так, получая обратную связь от пациентов, последовательно обновляется медицинское оборудование, решаются вопросы с обеспеченностью медикаментами, устраняются проблемы с очередями.

    К примеру, после внедрения электронной регистратуры выяснилось, что многим пациентам пока сложно ею пользоваться, поэтому в промежутках между приемами появились окна для тех, кто не "дружен" с интернетом, в том числе для пожилых людей. Наша цель - повысить удовлетворенность населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях до 70 процентов к 2022 году.

    Проект реализуется в 18 поликлиниках республики с поэтапным тиражированием. К концу 2024 года в проект должно войти 90 процентов поликлиник республики в соответствии с региональным проектом Чувашской Республики "Развитие первичной медико-санитарной помощи".

    Справка

    Поликлиники, участвующие в проекте:

    Чебоксары

    - Поликлиника N1 БУ "Городская клиническая больница N1" Минздрава ЧР, ул. Тракторостроителей, 46

    - Поликлиника N3 БУ "Городская клиническая больница N1" Минздрава ЧР, ул. Ленинского Комсомола, 66

    - Поликлиника БУ "Городская клиническая больница N1" Минздрава ЧР, ул. Бичурина, 11

    - Поликлиника БУ "Городская детская клиническая больница" Минздрава ЧР, ул. Афанасьева, 6/1

    - Поликлиника N1 БУ "Первая Чебоксарская городская больница им. П.Н. Осипова" Минздрава ЧР, ул. К. Иванова, 14

    - Поликлиника N4 БУ "Городская детская клиническая больница" Минздрава ЧР, ул. Ахазова, 5

    - Поликлиника N1 БУ "Городская детская больница N2" Минздрава ЧР, Эгерский б-р, 6/1

    - Поликлиника N2 БУ "Городская детская больница N2" Минздрава ЧР, Эгерский б-р, 49

    - БУ "Городская детская клиническая больница" Минздрава ЧР, пр. Тракторостроителей, 12

    - Поликлиника N2 БУ "Городская детская клиническая больница" Минздрава ЧР, ул. Энтузиастов, 28

    Новочебоксарск

    - Поликлиника N1 БУ "Новочебоксарская городская больница" Минздрава ЧР, ул. Коммунистическая, 27

    - Поликлиника N2 БУ "Новочебоксарская городская больница" Минздрава ЧР, ул. Пионерская, 20, корп. 6

    - Поликлиника БУ "Новочебоксарский медцентр" Минздрава ЧР, ул. Винокурова, 68

    Канаш

    - Поликлиника БУ "Канашский межтерриториальный медицинский центр" Минздрава ЧР, ул. Павлова, 10

    - Поликлиника БУ "Канашский межтерриториальный медицинский центр" Минздрава ЧР, ул. 30 лет Чувашии, 13

    Алатырь

    - Поликлиника БУ "Центральная районная больница Алатырского района" Минздрава ЧР, ул. Комиссариатская, 73

    Мариинский Посад

    - Поликлиника БУ "Мариинско-Посадская центральная районная больница" Минздрава ЧР, ул. Николаева, 57

    - Поликлиника БУ "Мариинско-Посадская центральная районная больница" Минздрава ЧР, ул. Николаева, 57а

    Поделиться