Секрет успеха - в отказе от шаблонных подходов. Обычно процесс идет ни шатко ни валко. Проектная организация неспешно выполняет контракт. Она не стремится к оптимальным решениям по прокладке газовой ветки, ибо в том не заинтересована. Равно как и подрядчик. Он мог бы сделать быстрее, однако стимулов нет, задача банальна - освоить бюджетные средства.
А сколько же их требуется? Для расчетов используется базисно-индексный способ ценообразования. Периодически, раз в пять лет, переиздается государственный справочник цен. Инфляция учитывается в коэффициенте удорожания. Однако индексы далеко не всегда соответствуют рыночным реалиям. В строгом согласии со справочником монтаж бюджетного объекта должен обойтись, допустим, в 200 тысяч рублей. А выполнить аналогичный частный заказ исполнитель возьмется и за значительно меньшую сумму - не в ущерб качеству.
Эксперты правительства области пришли к выводу, что сети лучше строить тому, кто станет их собственником и эксплуатантом. Тогда он будет прямо заинтересован и в качестве строительства, и в снижении затрат. Инструменты государственно-частного партнерства с ресурсным методом ценообразования тут как нельзя кстати. Компании "Газпром межрегионгаз Север" власти предложили: стройте для себя, оптимизируйте расходы, а мы запускаем механизм окупаемости инвестиций.
Один из его ключевых элементов - специальная надбавка к тарифу на транспортировку топлива. Она была почти незаметная. Увеличили до максимума, повысив нагрузку на крупных потребителей. Ее доля в конечном тарифе осталась мизерной, однако за год набирается солидная сумма. Плюс льгота по имущественному налогу с требованием направлять оставшиеся средства на реализацию программы газификации региона.
Выигрыш - в приросте потребителей и объемов продаж. Предприятие пошло на рационализацию сервисов, персонала, стимулируя повышение производительности прогрессивной системой оплаты труда, внедрило онлайн-обслуживание клиентов с введением единого окна и комплексного договора поставки газа. И правительство области устранило ряд бюрократических препон.
Результат таков. В 2014 году доступ к трубе имели 62,9 процента селений, в 2017-м - уже 73,7. Доля домохозяйств выросла с 89,2 до 94 процентов. До "потолка" осталось немного - максимальный уровень 97 процентов, считают специалисты. Малолюдные селения нет резона газифицировать. Это неминуемо приведет к повышению тарифа. А высокий тариф сельчан отпугнет, они предпочтут газовому отоплению дровяное.
Довольно болезненный для сельчан вопрос - стоимость подсоединения к разводящей сети. Власти постарались облегчить финансовое бремя. "Согласно общим правилам, после сдачи уличного газопровода желающие присоединиться к нему оплачивают затраты на строительство отвода. Льготная стоимость такого присоединения составляет около 60 тысяч рублей. Что тоже немало, - признается заместитель губернатора Вячеслав Вахрин. И раскрывает суть новшеств: "Мы стали включать мероприятия по строительству отводов в региональную программу, предусмотрели социальную поддержку. Воспользоваться ей могут одинокие пенсионеры и малоимущие граждане, инвалиды и участники боевых действий. Субсидируем затраты на внутридомовую сеть и газовое оборудование в сумме до 40 тысяч рублей на домохозяйство. Все это позволяет обеспечить присоединение к газовым сетям максимального количества потребителей".
Финансирование региональной программы газификации в 2018-2022 годах с использованием механизма ГЧП составит около 1,8 миллиарда рублей. Запланировано строительство сетей газораспределения протяженностью 869,5 километра. Работы пройдут в 149 населенных пунктах, в том числе в 31, еще не имеющем доступа к природному газу.