"Сезон будет непростой. В основе будет лежать формирование труппы театра, - сообщил новый художественный руководитель МХТ им. Чехова Сергей Женовач на сборе. - Хочется раскрыть потенциал людей, которые здесь служат. В труппе с разными договорами 130 человек плюс 70 приглашенных артистов. Надо раскрыть потенциал прежде всего основной труппы... Я восхищаюсь Станиславом Андреевичем Любшиным, я был в восторге, когда он пришел на мой спектакль "Три сестры". Я потрясен, сколько энергии у Нины Ивановны Гуляевой. Я преклоняюсь перед Ириной Мирошниченко, Аллой Покровской, Натальей Теняковой, Андреем Мягковым… Я настроен позитивно ко всем большим хорошим артистам".
Из ближайших режиссерских мхатовских планов - Юрий Бутусов завершил работу над пьесой молодого драматурга и театроведа Аси Волошиной "Человек из рыбы". Дмитрий Крымов в октябре представит композицию под названием "Сережа" по мотивам "Анны Карениной" Толстого, "Жизни и судьбы" Гроссмана и специально написанного Львом Рубинштейном для театра текстом "Вопросы".
Марина Брусникина в ноябре выпустит спектакль "Офелия боится воды" по пьесе Юлии Тупикиной. Алла Сигалова в декабре задействует почти весь молодежный состав театра в пластическом спектакле "ХХ век. Бал", который уже сейчас нарекли долгожданным мхатовским экспериментом на выносливость. А во второй половине сезона в Художественном театре возьмут репертуарный курс на произведения классиков и режиссерские диалоги будут вести с Булгаковым, Шекспиром, Достоевским, Леонидом Андреевым.
Новый художественный руководитель МХТ им. Чехова Сергей Женовач поставит "Бег" Булгакова. "Я очень хочу работать здесь не только организационно, но и творчески, - делился Женовач. - Я выпускал здесь "Белую гвардию", теперь буду готовить "Бег". Московский Художественный театр - это не только театр Чехова, не только театр Горького, но и театр Булгакова. Во вторую половину сезона я обратился к авторам, связанным судьбой с этими стенами".
Первые пять мхатовских премьер - это предложения прежней команды Олега Павловича Табакова, которая формировала репертуар. "Для меня не было больших расхождений, я с радостью увидел, что это все работы моих друзей, товарищей. А новый год я уже соображал заново", - комментировал Сергей Женовач. Его ученик Айдар Заббаров возьмется за "Белые ночи" Достоевского. Режиссер Екатерина Половцева приступит к репетициям "Венецианского купца" Шекспира. С Виктором Крамером ведутся переговоры о выпуске спектакля по Леониду Андрееву "Иуда Искариот" с Константином Хабенским.
Принципиальный вектор работы с текущим репертуаром - эволюционный путь отсева. "Посмотреть все 63 спектакля за два с половиной месяца я не смог. Я увидел 26-27, разные получил впечатления, - рассказывал Сергей Женовач. - В конце прошлого сезона мы собирались с труппой, говорили откровенно о тех проблемах, которые существуют в театре. Повторять не буду, но скажу, что принято решение: чтобы не рубить сплеча, мы этот год живем все вместе. Но количество спектаклей, которые были созданы, и коллектив, который собран - очень большой. Задача - вернуть режиссерскую культуру спектаклям-долгожителям; я разговаривал с режиссерами о возобновлении репетиций. Если какие-то постановки уже изжили себя, будем прощаться. Потому что сейчас с новыми работами у нас получится около 70 спектаклей в репертуаре. Для существования хорошего театра это очень сложно, и для артистов стресс - они выходят играть раз в два месяца. Одно название надо играть два раза в месяц минимум. А когда играют реже, страдает качество спектакля. Я понимаю, что артисты любят свой спектакль, поэтому я и предложил такую историю - в хорошем смысле смотр: посмотреть, понять. Доработкой будут заниматься только режиссеры этих спектаклей. Это их работы, их аудитория".
Лабораторные проекты в МХТ тоже будут иметь место быть, но продолжатся уже под руководством Марины Брусникиной, которой предложено возглавить экспериментальное движение в театре. Из объявленных кадровых перестановок: с 1 сентября первым заместителем художественного руководителя-директора театра стала Марина Андрейкина, ранее руководившая Театром Станиславского с Борисом Юханановым, а в прошлом - декан режиссерского факультета ГИТИСа. ("Я верю - ее опыт поможет нам существовать", - ремарка Женовача). Главным художником по свету назначен Дамир Исмагилов, обладатель целой коллекции "Золотых масок" за работы в Москве и Петербурге, без чьего профессионального участия, по словам Женовача, не обходится ни один хороший российский спектакль. С главным художником театра Александром Боровским перезаключен контракт.
Из обещанных плановых реструктуризаций - процесс становления Студии театрального искусства Женовача филиалом МХТ им. Чехова займет около девяти месяцев - по прогнозам министерства культуры РФ. Но при этом Студия, по планам ее создателя Сергея Женовача, будет жить своей самостоятельной творческой жизнью.
Сергей Женовач, режиссер, художественный руководитель МХТ им. Чехова и Студии театрального искусства:
- Сколько спектаклей стоит оставить в репертуаре МХТ? Это не арифметка, это художественное качество. Два с половиной месяца прошло всего (с момента назначения - прим. ред.), и лето тяжелое такое было…
В репертуаре СТИ 13 названий спектаклей. По поводу МХАТа пока ничего формулировать нельзя - кроме пожелания всем сил, энергии и удовольствия - от встреч со зрителями, актерами, режиссерами и художниками. Реорганизации - живой процесс. Посмотрите сами все 63 спектакля из текущего репертуара, а потом скажите, что оставить, а что нет… Это очень большой труд, большая нагрузка и большая история. И это тяжело. А останавливать работу, не видя ее, не поговорив с людьми, не поняв - совсем неправильно. Очень хорошо Владимир Машков сказал, когда меня представляли труппе: "Для вас это все медийные новости, а для нас это - вся наша жизнь".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"