Чего не сделает Киев после убийства Захарченко

Убийство главы Донецкой народной республики Александра Захарченко, несмотря на отсутствие официального признания в организации этого теракта со стороны Киева, полностью укладывается в предвыборную повестку Петра Порошенко, взявшего курс на фактический отказ от исполнения Минских соглашений и монополизацию националистической, милитаристской повестки во внутренней политике.

И значит, следующим его шагом должен стать окончательный отказ от предоставления республикам Донбасса особого статуса, описанного в законе N 1680 "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", и составляющего суть соглашений. Этот шаг президент и парламент Украины сделают уже в октябре.

Украинские политики предпочитают как можно реже вспоминать об этом законе, принятом еще в сентябре 2014 года, когда Вооруженные силы Украины (ВСУ) были разбиты ополченцами Донбасса и Киев пошел на подписание "первых" Минских соглашений. В феврале 2015 года закон стал основой соглашений в действующей редакции. Верховная рада приняла его как временный - сроком на три года, однако п. 11 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений предписывает украинской стороне придать ему статус постоянного и конституционного.

Десять статей закона в полной мере описывают "особый статус" Донбасса, например - языковое самоопределение, назначение судей и прокуроров избранными местными властями, им же делегируется право формирования местной милиции и ведения собственной, не зависимой от Киева линии в отношениях с Россией. Этот закон так и не вступил в силу, поскольку начало его действия обусловлено проведением в "отдельных районах" выборов под эгидой ОБСЕ, и Киев сделал все, чтобы этого не произошло. Однако по истечении формального трехлетнего срока действия в октябре 2017 года Верховная рада пролонгировала действие закона на год - с блокированием трибуны, драками и руганью и под непосредственным давлением Вашингтона, где очевидно понимают последствия полного отказа от него.

Новый срок действия закона истекает уже 6 октября, и, судя по сделанным вчера спикером украинского парламента Андреем Парубием заявлениям, Рада не собирается его снова продлевать. Хотя от него, более чем от конституции, выборов и курса гривны зависят война и мир на Украине - отказ от него автоматически означает и отказ от исполнения Минских соглашений, лишает их смысла.

Слово "мир" в принципе исчезло из лексикона Порошенко

Вся риторика и последние шаги Петра Порошенко направлены на то, чтобы украинцы воспринимали его лидером "партии войны", о присвоенном себе четыре года назад статусе "президента мира" он уже не вспоминает. Анонсированное на 30 сентября расторжение Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией; упрямое желание развязать религиозное противостояние на Украине через наделение автокефальным статусом раскольнического Киевского патриархата; убийство главы ДНР - все это указывает на контролируемую им эскалацию обстановки. Порошенко рассчитывает, что эти шаги позволят ему выиграть президентские выборы, пусть и путем их отмены по причине военного положения. С этой точки зрения понятна и смелость Порошенко, полетевшего в день убийства Александра Захарченко на похороны сенатора Джона Маккейна, несмотря на прогнозируемое неприятие такого жеста со стороны президента США. В ходе этого визита он "продавал" его влиятельным противникам свою войну.