Эксперты предложили отменить наказание за покупку записывающих устройств

Торгово-промышленная палата предлагает убрать из Уголовного кодекса статью 138.1 "Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Об этом президент ТПП Сергей Катырин сообщил агентству РИА Новости. Он напомнил, что сейчас гражданин, купивший или продавший какую-то аппаратуру, позволяющую тайно что-то записывать, может получить до четырех лет лишения свободы. На практике подсудной может оказаться даже какая-то невинная электронная игрушка.

Бывали случаи, что дело заводили на рыбаков, купивших очки со встроенной камерой. Мужчины хотели записывать удачные моменты рыбалки, когда руки, как правило, заняты удочкой. Однако вместо этого им пришлось объясняться с правоохранителями.

Известны случаи, когда на скамью подсудимых сажали за продажу GPS-трекеров для автомобилей. Некоторые такие приборы позволяют вести аудиозапись (это может пригодиться, если машину угонят). Любой владелец, да и правоохранители, безусловно, согласятся, что функция в данном случае очень полезная. Увы, сейчас устанавливать такие трекеры - риск для владельца авто, а не для воров.

По закону не важно, хотел человек кого-то разыграть, действительно собирался за кем-то следить или вообще не думал использовать шпионскую штучку, а покупал как сувенир. В любом случае, если правоохранители признают, что гаджет является средством для негласного получения информации (то есть "жучком"), гражданина осудят.

Вот лишь несколько примеров. Житель Петропавловска-Камчатского попал под статью после того, как приобрел ручку с функцией фотосъемки и записи звука. Ему грозит штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до четырех лет.

Жителя Приморского края оштрафовали на 50 тысяч рублей за приобретение зажигалки со встроенной видеокамерой, которую ему прислали из США. В Дагестане местного жителя приговорили к одному году лишения свободы за попытку сбыта устройства съема аудиоинформации. В Омске региональный СК возбудил дело против местной жительницы, которая установила "жучок" в автомобиле мужа, так как подозревала его в измене. Пенсионер из Новочебоксарска приобрел в интернете авторучку с функцией видеозаписи. Ему удалось избежать условного срока, подписав чистосердечное признание и заплатив штраф в 10 тысяч рублей.

По данным Судебного департамента при Верховном суде, только за шесть месяцев прошлого года по этой статье были осуждены 117 человек. Но только трое из них приговорены к лишению свободы. Остальные отделалась штрафами.

Известны случаи, когда на скамью подсудимых сажали за продажу GPS-трекеров для автомобилей

В ТПП полагают, что действующие правовые подходы усложняют создание высокотехнологичной техники, которую производят в том числе по государственным заказам.

"За это нарушение палата полагает возможным ограничиться штрафными санкциями, установленными действующей статьей 20.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях", - считает Катырин. Максимальное наказание по этой статьей предполагает штраф в размере от 2 до 500 тысяч рублей с конфискацией техники. А главное, у человека не будет судимости.

С такой идеей согласен глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи.

"Для наглядности ситуации оборот спецсредств для съема информации можно сравнить с оборотом гражданского и спортивного оружия, - говорит он. - Огнестрельное гражданское оружие можно легально приобрести и использовать для совершения преступлений гораздо более тяжелых, чем те, которые можно совершить при использовании спецаппаратуры. Но при этом оборот гражданского и спортивного оружия не запрещен, а регламентирован и доступен для большинства граждан РФ".

По его словам, проблема квалификации деяний по данной статье УК РФ действительно есть, тогда как тяжесть их последствий невелика.

"В итоге мы констатируем факты, что количество таких преступлений незначительно, они отнимают достаточно ресурсов у правоохранительных органов и граждан, при этом существующий запрет не имеет социально значимого аспекта для общества, - полагает Александр Хуруджи. - Теоретически любой пользователь, скачавший в открытом доступе мобильное приложение по записи телефонного разговора, совершил действия, которые можно квалифицировать как уголовное преступление. Необходимость декриминализировать оборот специальных технических средств назрела давно".

Однако есть и другие предложения: более детально прописать статью 138.1 УК, чтобы под нее не попадали случайные люди. Соответствующий проект уже подготовлен ФСБ, недавно закончилось общественное обсуждение инициативы. Документ предлагает прописать в УК, что под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются "приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)".

"В настоящее время значение термина "специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации" в федеральном законодательстве не раскрыто. Цель закрепления значения указанного термина обусловлена необходимостью предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом таких средств", - сообщили в ФСБ.

Сама же статья УК призвана прежде всего защитить граждан, уверены сторонники ее сохранения. Ни какой-то ЧОП, возомнивший себя службой безопасности, ни сосед по дому не вправе записывать нас тайком. По их словам, надо только конкретизировать нормы.

"Предлагаемое значение термина "специальных технических средств" является исчерпывающим и позволяет дифференцировать их от технических средств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения", говорится в пояснительной записке к законопроекту. Предложение отменить статью (а оно звучало в отзывах на проект) ФСБ не поддержало.