Вина через розницу продано почти 240 миллионов литров (плюс 8 процентов), шампанского - 65 миллионов литров (плюс 4 процента), заметнее всего выросли продажи коньяка - до 52 миллионов литров (на 13 процентов).
Эти показатели говорят не об увеличении потребления алкоголя, а о расширении учета алкоголя в ЕГАИС, пояснили в РАР. В первом полугодии 2017 года система учитывала только продажи в городских магазинах, а с 2018 года подключилась и сельская розница.
В реальности продажи алкоголя падают. В частности, продажи коньяка снизились примерно на 3 процента, водки - на 5, вина - на 7, а шампанского - на 8 процентов, указывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Снижаются даже продажи самого демократичного напитка - за первое полугодие в России выпито 2850 миллионов литров пива, на 2 процента меньше по сравнению с прошлым годом.
"Падает производство качественных напитков, а вместе с этим растет производство фальсификата", - говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Производители и торговые сети идут на откровенный демпинг, например, можно встретить пиво по десять рублей за бутылку, хотя только акциз составляет 10,5 рубля, приводит он пример. Такое пиво изготовлено с нарушениями технологических процессов и, скорее всего, нелегально.
На пивной фальсификат приходится около 10 процентов алкогольного рынка - 500 миллионов литров, для сравнения, объем нелегальной водки оценивается в 250 миллионов литров в год, добавляет Вадим Дробиз.
Решить проблему можно за счет введения минимальной цены. "Это будет определенным идентификатором качества", - говорит Вадим Дробиз. Дешевле 70-80 рублей, по его мнению, бутылка пива стоить не должна.