Уточненные данные сообщил агентству ТАСС заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Валерий Максименко.
Напомним, теперь дни в следственных изоляторах летят совсем не так, как в колониях. Правда, скорость часов в СИЗО зависит от того, в какую именно колонию суд направит человека. Если в колонию общего режима, то день засчитают за полтора. Если в колонию-поселение, то день пойдет за два.
Гуманные новшества всегда имеют обратную силу, поэтому в тюрьмах закипела работа: спецчасти поднимают дела осужденных и пересчитывают сроки тем, кому положено. Подготовленные материалы направляются в суд, так как окончательное решение за ним.
Изначально появилась информация, что под скидки попадут более 100 тысяч осужденных. Теперь заместитель главы ведомства уточнил данные.
"Новый закон коснется более 90 тысяч осужденных, уже отбывающих наказание в виде лишения свободы, - сказал Валерий Максименко. - В том числе 81,1 тысяча- в колониях общего режима и 8,1 тысяча - в колониях-поселениях. Из них 14 тысяч сразу выйдут на свободу, остальным будет сокращен срок приговора".
Он сообщил, что по состоянию на 22 августа в суды уже направлены материалы в отношении 58,7 тысячи осужденных, рассмотрено 3963 материала. 1369 осужденных вышли на свободу, 2594 снижен срок наказания. Естественно, возникает вопрос: насколько в реальности сократятся сроки для тех, кто попал под расчет? Точнее - под пересчет.
"Сложно говорить о том, сколько в среднем человек находится в СИЗО, - говорит Валерий Максименко. - Поскольку закон распространяется в основном на осужденных за нетяжкие преступления или преступления средней тяжести, которые должны раскрываться быстро, то их срок содержания под стражей относительно непродолжительный".
По его оценкам, в среднем новая норма закона может сократить сроки лишения свободы на полгода-год.
"Срок содержания в СИЗО до передачи уголовного дела в суд зависит от тяжести преступления, - подчеркнул зам главы тюремного ведомства. - Максимальный срок, если не брать особо тяжкие преступления, - до 12 месяцев".
Но это на время следствия. После передачи дела в суд до вынесения приговора срок содержания под стражей составляет до шести месяцев, но он может продлеваться.
"Таким образом, общий срок пребывания в СИЗО может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от сложности уголовного дела и других обстоятельств", говорит Валерий Максименко.
Все расчеты по тем, чьи приговоры вступили в силу до принятия нового закона, должны быть закончены в течение полугода. Но сам закон только начинает свое действие: он будет распространяться и на тех, кого суды в будущем признают виновными. Поэтому многие эксперты не раз заявляли, что новые правила - это круче, чем амнистия.
Правда, недавно глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи высказал опасение, что суды в будущем могут ввести в правовой оборот маленькую хитрость: тем, кто до приговора находился в СИЗО, будут назначать сроки чуть выше того, что было бы раньше, до принятия закона о коэффициентах. А после применения скидок получится то же самое, что и раньше.
Поэтому, по словам Александра Хуруджи, правозащитники в ближайшие год-два будут мониторить судебную практику: насколько изменились подходы, не выросли ли назначаемые судами сроки.
Кроме того, Ассоциация защиты бизнеса разработала онлайн-калькулятор: специальную программу по пересчету сроков осужденным. Сейчас ее изучают представители ФСИН и прокуратуры.
Воспользоваться программой смогут родственники заключенных и адвокаты, у самих заключенных доступа к интернету нет.
Расчеты будут предварительные, но программа даст человеку представление, чего ему ждать. Самое главное, сайт с калькулятором в перспективе может стать своеобразной социальной сетью для тех, кто освободился из тюрьмы и хочет влиться в нормальную жизнь, то есть устроиться на работу и жить тихо и честно. С этим у бывшего заключенного всегда возникают проблемы.
Бывшие заключенные смогут создавать аккаунты на специальном сайте и получать консультации от правозащитников, как решать свои социальные вопросы.
Представители тюремного ведомства не раз подтверждали: и они, и все общество заинтересованы в развитии таких программ. Ведь если человек не сможет встроиться в нормальную жизнь, что он будет делать? Пойдет опять совершать преступления. Поэтому в казенных домах активно действуют школы освобождения: осужденных, которым скоро выходить, учат, как жить на воле.