По словам Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой, с жалобами на препятствование учебному процессу к омбудсмену обратились родители Мальвины. После консультации они решили не доводить ситуацию до открытого конфликта, поэтому сейчас девочка ходит на занятия, а педагоги делают вид, что не замечают яркой прически.
Подобный случай в Петербурге уже был: весной к омбудсмену обратился папа 15-летней школьницы, которая покрасила волосы в розовый цвет. Сам родитель в прическе ничего дурного не видел, более того, он сам дал дочери деньги на поход в салон красоты. Но классному руководителю новый образ ученицы категорически не понравился, она грозила остричь ей волосы, а завуч и вовсе пообещала выгнать из школы.
После вмешательства уполномоченного администрация школы закрыла глаза на внешний вид школьницы, а сама девочка наотрез отказалась менять розовый на менее яркий цвет.
Елена Спасская, заместитель председателя комитета по образованию Петербурга, говорит, что в таких случаях отстранять школьников от занятий ни в коем случае нельзя, но и самим ученикам не стоит переступать этические нормы.
Внешний вид, которому должны соответствовать школьники, прописан в уставах образовательных учреждений. Там, как правило, нет конкретного запрета на окрашивание волос в яркие цвета, формулировки ограничиваются "опрятностью" и "деловым стилем". Поэтому если школьник приходит на занятие с волосами кислотных тонов, с дредами или в пирсинге, родителей могут вызвать на беседу с педагогом. На этом полномочия школы и заканчиваются.
- За внешний вид учеников несут ответственность их родители, - говорит Константин Тхостов, председатель петербургского отделения Всероссийского педагогического собрания. - Я сам являюсь директором школы, и каждый учебный год мы проводим с родителями беседы по поводу внешнего вида детей. Мамы и папы должны задумываться, как выглядят их дети в государственном образовательном учреждении. Конечно, есть и такие родители, кто поддерживает неформальный образ ребенка. Я им всегда говорю: ну и экспериментируйте, ходите так на работу.
При этом учитель не имеет права отправить ученика переодеваться и не может заставить школьницу смыть макияж. Но здесь эксперт видит проблему даже не в школьной дисциплине, а во взаимоотношениях внутри семьи.
Константин Тхостов при этом подчеркивает: самый плохой путь - доводить ситуацию до открытого конфликта. "Ребенок не должен воспринимать школу, как место, где ему не дают самоутвердиться. Но при этом у него должны быть возможности проявить себя в учебе, в спорте, в общественной деятельности, - говорит эксперт.
Екатерина Брянцева, председатель Ассоциации психологов Санкт-Петербурга:
- Если у человека грипп, то через какое-то время все окружающие начинают шмыгать носом. В случае с пирсингом или яркими прическами та же самая ситуация. Если в классе появляется один ученик в таком образе, то к нему какое-то время приглядываются, одноклассники формируют свое мнение, синие волосы они начинают считать вариантом нормы. Со временем и другие ученики тоже могут выкрасить волосы и начать носить вызывающую одежду. Поэтому администрации учебных заведений и пресекают такие явления, стараются не довести ситуацию до крайности. Школа нацелена на обучение и воспитание, а чтобы хвастаться нестандартностью, можно найти другое место и время.