Есть по крайней мере две причины, чтобы пойти в кино на фильм "Гоголь. Страшная месть". Первая - узнать, кто же скрывается под маской Черного Всадника, вторая - понять, как оживет убитый в первой части герой Олега Меньшикова - сыщик Яков Гуро.
Напомним, что "Гоголь" планировался изначально авторами - продюсерской компанией "Среда" и телеканалом ТВ 3 (тогда проект еще был на ТНТ. - Прим. "РГ") - как эксперимент: и по содержанию, и в плане дистрибуции. Это первый сериал, который рискнули показывать сдвоенными сериями в кинотеатрах. Планировалось сделать восемь серий (соответственно четыре части), но в итоге серий осталось шесть, а частей - три.
Взять реальную личность и наполнить известную биографию новым смыслом казалось непозволительной дерзостью - однако и тут создатели вышли из положения с честью. Можно ловить создателей на том, что именно в их фильмах позаимствовано у западных культовых сериалов мистического жанра, можно спорить о том, какая из частей киносериальной трилогии более или менее удачна (одним нравится "Гоголь. Начало", другим "Гоголь. Вий"), однако мнения - это всего лишь мнения, тогда как цифры сборов говорят сами за себя.
Что пошло на пользу "Гоголю"? Сильный актерский состав. Для Александра Петрова - исполнителя главной роли - это, несомненно, одна из лучших работ. Вырваться из амплуа рубахи-парня с широченной улыбкой и сыграть страдающего писателя-гения не так уж и легко. Приятно удивил и Олег Меньшиков - впервые за последнее время в роли Якова Гуро он напомнил самого себя в "Покровских воротах": та же раскованность, остроумие, легкость, но теперь уже в исполнении человека зрелого и опытного. Создается впечатление, что он играючи мысленно насвистывает песенку "Я - гениальный сыщик", и озорство в его глазах - невероятно привлекательно. Евгений Стычкин в роли градоначальника смел, стремителен и элегантен, и ему очень точно удается передать, как далеко заходят в своих заблуждениях власть имущие, если хотят настоять на чем-то, в чем уверены только они одни. Женщины... Все они тут ведьмы, так или иначе связанные с нечистой силой. Возможно, авторы хотели передать, что вся мистика порождается женскими страданиями и их же коварством.
Кстати, об авторах... Это вторая составляющая успеха "Гоголя". Сценаристы Наталья Меркулова и Алексей Чупов фантазию свою не ограничивали - похоже, учились у своего героя. Линии персонажей в картине - отчаянно непредсказуемые, что важно для любого детектива, даже если он мистический. Егор Баранов, благодаря Гоголю, продемонстрировал все свои возможности и перешел на новый уровень режиссера блокбастеров. В следующий проект - сериал в жанре фэнтези "Аванпост" - Баранов влетает уже, можно сказать, с трамплина.
И, наконец, спецэффекты. Их много, не все стоит хвалить. Именно в них заимствования из зарубежного сериального контента более всего очевидны.
Про фильм "Гоголь. Страшная месть" можно сказать только хорошее. Конечно, он скорее оставит неравнодушной женскую аудиторию, чем мужскую - на это и рассчитан. К сожалению, общий уровень удавшегося в целом эксперимента в трех частях весьма принижает концовка. В ней - при всем уважении к таланту актера Павла Деревянко, который, кажется, может сыграть любые роли - увы, создатели скатились в привычный для аудитории телеканалов юмор Comedy Club и российских картин, рассчитанных на быстрый коммерческий успех. Зрителей, которые любят бездумно посмеяться, такой финал порадует. К тому же в титрах звучит новая, специально написанная для сериала, песня Сергея Шнурова. Тех же, кто следит за развитием жанра сериалов в России, финал может огорчить. Юмор в хорроре и мистике - вещь тонкая, тут нужно знать меру.
Между тем
На телевидении, на канале ТВ 3, фильм обещают показать перед Новым годом - в самое рейтинговое время. А в 2019-м году собираются в эфир канала поставить сериал "Гоголь", в который войдут первоначально обещанные восемь серий.