Как не стать безработным после 50 лет
Увольнять людей "за возраст" было запрещено Трудовым кодексом и раньше, как любая другая дискриминация в производственных отношениях. А теперь президент России дал поручение ужесточить вплоть до уголовной ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста и за отказ принимать их на работу. Это, конечно, серьезное подспорье для людей "50+", но вовсе не гарантия, что отныне никто не потеряет работу. На государство надеяться, конечно, дело хорошее, но и самим плошать не стоит. Поэтому давайте сначала разберемся: а почему нас увольняют или не берут на работу? Зададим этот вопрос самим работодателям.
Не утрачивать актуальность
"У меня работает 2,5 тысячи человек, и я никому не заглядываю в паспорт, - сказал "РГ" известный предприниматель и блогер Дмитрий Потапенко. - Но у нас в холдинге тяжелый труд, и многим с годами становится просто физически не по силам работать на прежнем месте. Они и сами надорвутся, и дело испортят. Я, как правило, никого не прошу уйти, но люди сами понимают, когда перестают справляться.
Есть и другая причина. В наше время за семь-восемь лет устаревают целые профессии. Даже если человек физически крепок, то морально устаревают его знания. Если бы я не был хозяином бизнеса, а сам сейчас пошел устраиваться на работу, то меня скорее всего послали бы подальше точно так же, как и всех остальных. По крайней мере мне пришлось бы очень напряженно доказывать, что я человек, пригодный к работе в современных условиях".
Из этого признания можно сделать первые выводы. Время требует поддерживать нормальную физическую форму, обновлять свои знания. Даже если ты трудоустроен, будет вполне полезно регулярно проходить обучение. Если начальство посылает на курсы - прекрасно. Если нет - существует масса возможностей обучаться в свободное время дистанционно и бесплатно. При этом не нужно с излишней иронией относиться к сертификатам, которые дают после такого обучения. В отделе кадров любая бумажка может понадобиться. И главное, нужно быть морально готовым к тому, что тебя "начнут экзаменовать как юнца". И спокойно сдавать эти экзамены.
А вот откровения другого известного работодателя, который не захотел афишировать свое имя:
"Я сторонник того, чтобы легко брать людей на работу и так же легко расставаться, если мы не подходим друг другу. Поэтому мне не нужны сотрудники, с увольнением которых могут возникнуть проблемы. Если я вижу, что человек может начать "качать права", я его просто не возьму, какой бы ни была его квалификация. Теперь мне говорят, что я потеряю право увольнять человека предпенсионного возраста. Ну хорошо, я тогда уволю его за полгода до наступления этого возраста. Недавно я сам проводил собеседование с 58-летним специалистом, который мог стать для меня довольно ценным работником. Я предложил ему контракт на год. Он сказал, что хочет доработать до пенсии. Ну сам виноват, ничего не получил".
Отсюда еще один вывод: не нужно пугать работодателя своими сединами, а тем более гарантиями, которые нам обещает государство. Путин, конечно, за нас, но он один, а нас, кому пятьдесят и так далее, десятки миллионов. И дело нам придется иметь не с Путиным, а в лучшем случае с Потапенко.
Однако должен существовать и какой-то объективный критерий оценки действий работодателя. Такое мнение в разговоре с "РГ" высказал вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин: "Как быть, если работодатель скажет: "У меня вообще вопросов к возрасту этого человека нет, но он складывает два плюс три, а получается шесть. Я таких на работу не беру и держать не могу". И с ним будет очень трудно спорить, к сожалению. Поэтому нужно подумать о том, как подтвердить высокую квалификацию человека предпенсионного возраста, если его работодатель утверждает обратное".
Теоретически такую работу могли бы вести профсоюзы, создавая на предприятиях своего рода "третейские аттестационные комиссии". Но пока этого нет, работнику старшего возраста желательно быть не только компетентным, физически здоровым и не скандальным, но и выгодным.
Как стать выгодным
Президент поручил правительству предложить реальные стимулы для бизнеса, чтобы держать работников предпенсионного возраста было выгодно. Такие предложения появятся в ходе обсуждения с законодателями и работодателями. Выслушаем их мнение.
"Эта технология неплохо отработана на примере трудоустройства инвалидов. При приеме на работу людей с ограниченными возможностями открываются льготы по налогообложению, упрощение доступа к части госзакупок, и так далее... - сказал "РГ" член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. - А кроме того работодатель может грамотно использовать и те гарантии, которые таким сотрудникам предоставляет государство. Мы видим, что многие предприниматели предпочитают брать на некоторые работы инвалида, а не обычного гражданина. Например, среди водителей в Москве инвалиды очень котируются потому, что они имеют много льгот, в том числе по стоянкам".
"Самый лобовой вариант: государство может взять на себя часть платежей работодателя с фонда заработной платы, - предполагает Евгений Бушмин. - Но нужно искать и другие варианты и выслушать бизнес: а каких преференций он сам хочет"?
А бизнес в этом смысле очень неоднороден. К примеру, президент Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма "Аванти" Рахман Янсуков в разговоре с "РГ" выразил позицию предпринимателей так: "Мы поддерживаем инициативу президента России о введении уголовной ответственности за увольнение сотрудников предпенсионного возраста. Но что касается создания специальных мотивирующих условий для юридических лиц, которые сохраняют рабочие места этим людям, то считаю это излишним. Трудовой рынок, как и экономический, подчиняется объективным законам и основа его развития - это конкуренция. Специальные преференции могут привести к созданию спекулятивных механизмов и разрушить основы рыночной экономики".
С ним солидарен и Потапенко, который тоже не просит никаких льгот за своих сотрудников.
Вице-президент "Деловой России" Николай Остарков объясняет это так: "Предприниматели, у которых заняты тысячи людей, не хотят, чтобы их стригли под одну гребенку, а требуют индивидуального подхода в зависимости от интересов. Как это было, когда вводили льготы для трудоустройства инвалидов. Кто-то попросит, чтобы его социальную функцию вывели из-под налогооблагаемой базы, другой - государственных заказов, которые могли бы исполнять люди старшего возраста"...
Было бы желание
И все-таки решающую роль в трудоустройстве играют не капризы работодателя, а желание самого человека работать. В службах занятости отмечают: если человек приходит не за пособием, а для того, чтобы найти работу, он ее находит, даже если для этого нужно переучиться и избавиться от вредных привычек (и такие условия иногда ставит работодатель).
Любопытный опрос на эту тему провела социологическая служба SuperJob (см. инфографику). Респондентов спрашивали, для чего они ходят на работу. А тем, кто отвечал, что делает это ради удовольствия и самореализации, задавали еще и вопрос, часто ли они надолго остаются без работы. И ответ был: никогда или почти никогда.