В Госдуму внесен правительственный законопроект, по которому кредитным договорам предлагается присваивать уникальные идентификаторы. Как следует из документа, устанавливать порядок его присвоения каждому кредитному договору будет Банк России. А наносить такие специальные коды станут уже непосредственно банки, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды. И уже с кодом история заемщика отправится в бюро кредитных историй.
Зачем это нужно? Сегодня в России нет единой базы данных кредитных историй. Ее формирование в проекте. Но существует несколько десятков бюро кредитных историй, которые работают на коммерческой основе, аккумулируя сведения о заемщиках от банков и МФО и затем предоставляя их по запросам другим кредитным учреждениям либо самим владельцам кредитных историй. При этом раз в год каждый заемщик может бесплатно получить выписку из своей кредитной истории, а если нужно делать это чаще, то уже за деньги. Но каждое бюро кредитных историй работает с разными банками.
И если, например, человек имеет кредиты в Сбербанке и ВТБ, но определенное кредитное бюро не имеет договоры с этими банками на передачу данных, то хранящаяся в этом бюро кредитная история человека окажется идеально чистой. При этом заемщик ,за которым числятся кредиты, может быть совсем не пунктуальным в их погашении. И если какой-то третий банк обратится именно в это кредитное бюро с целью проверки истории заемщика, то получит информацию об отсутствии у него кредитов и долгов.
"Именно из-за этого несовершенства системы обмена данными между кредитными учреждениями и бюро кредитных историй банки не могут адекватно оценивать риски по кредитованию физических и юридических лиц", - поясняет "РГ" вице-президент инвестиционной компании "Регион" Алина Розенцвет. Как результат: закредитованность заемщиков. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин добавляет, что МФО вообще не запрашивают в бюро кредитных историй сведения о заемщиках. Раздают не глядя. А люди попадают в "долговую воронку", выбраться из которой не могут потом годами.