Почему вы взялись для дебютного режиссерского проекта за жанр хоррора?
Надежда Михалкова: Это хоррор-детектив с элементами юмора. Не чистый, который бы, наверное, хотели увидеть любители классического жанра фильма ужасов. А взялась я за него по той причине, что мне интересно найти общий язык с молодежью, с подрастающим поколением, которое, как мне кажется, на сегодняшний день брошено так называемым искусством. Они очень быстро все впитывают, жаждут информации, фильмов, картин, литературы - чего угодно. Но про них подзабыли.
Как принимали "Проигранное место" на фестивале во Флориде? Кто смотрел? Какие первые отзывы?
Надежда Михалкова: Первые зрители - как любители этого жанра, так и обычные, которые живут, видимо, неподалеку от места, где проводится фестиваль. Это иностранцы, в частности, американцы, которые достаточно избалованы разными картинами. Я читала первые статьи и поняла, что могу воспринимать критику. Более того, я ее даже полюбила - тогда, когда она конструктивна. В этих критических статьях отмечалось как раз все то, что мне хотелось бы передать в фильме. И для меня это было бесконечно приятно. И, наверное, я рада, что эти первые статьи вышли не на нашей территории, оттого, что у нас есть отчасти некое предвзятое отношение.
Содержание критических статей в Америке заключалось в том, что "Проигранное место" - это картина, которая обращается к молодежи, и в ней есть отголоски 90-х. Ее сравнивали с фильмами "Крик" или "Я знаю, что вы сделали прошлым летом". И при этом был понят жанр, считаны все характеры, герои, смыслы. Плюс ко всему меня порадовало, что была критика, связанная с тем, что не все молодые люди вызывают симпатию. Это тоже было заложено, еще когда мы писали сценарий. Потому что молодые люди и подростки - это не маленькие дети, которые нравятся всем. Они, естественно, имеют какие-то желания: тусоваться, гулять, пить, курить и ничего не делать. Удивительно еще и то, что юмор и шутки были считаны превосходно.
То есть зал реагировал в нужных местах?
Надежда Михалкова: Да. Они смеялись. Правда, это было очень приятно, и для меня, как для дебютанта, в особенности. И, насколько я знаю, никто не ушел из зала, притом что это был самый последний показ - в одиннадцать часов вечера. Причем фильм - с субтитрами, не дублированный.
Как вам работалось с братьями Пресняковыми? С ними немногие снимали кино, а у вас - это уже второй опыт.
Надежда Михалкова: Мне посчастливилось, что мой дебют сделан именно с братьями Пресняковыми, потому что они прекрасно пишут диалоги, тексты, вкладывая в них и значение, и глубокий смысл. И при этом делают это очень современно. Они разговаривают на языке молодых. Потому что русский язык очень сложный в этом смысле. И для артистов непросто произносить фразы - русский язык очень литературный.
И кого в братьях Пресняковых больше - писателей или сценаристов?
Надежда Михалкова: Как сценаристы, они законченные профессионалы, в том смысле, что у них сюжет полностью завершен от начала и до конца, все диалоги прописаны. То есть это уже нарисованная картина, в которую сложно вложить что-то большее. Хоть кино подразумевает какое-то количество "соавторов": взгляд режиссера, индивидуальность актера. В России принято менять текст на площадке, основные линии, искать характеры. А с текстами братев так не получится убираешь фразу - все рушится. И, помимо диалогов, они еще очень смело работают с сюжетом.
У вас не было соблазна самой сыграть в своем фильме как актрисе? Как правило, многие актеры идут в режиссеры и даже в продюсеры только для того, чтобы себе обеспечить главную роль.
Надежда Михалкова: Нет, нет и нет... Моя сверхзадача была исключительно в том, чтобы создать картину, интересную молодым людям. Да и им самим, наверное, хочется видеть в кадре кого-то, кто чуть помоложе.
Вы достаточно жестко обошлись с сестрой. Анна Михалкова совершенно на себя не похожа в фильме. Слушается старшая сестра-то на площадке? Как с ней работалось?
Надежда Михалкова: Сначала тяжеловато, потому что авторитет нужно было заслужить. А Аня, как уже опытный человек и актриса (и другие режиссеры могут это подтвердить), очень много предлагает своего, что , конечно , для артиста только положительное качество. Естественно, были моменты, когда по взгляду было понятно, что она уже готова меня просто...
Но надо отдать должное, что она действительно доверилась, что мне было очень приятно. И в какой-то момент сложилась ситуация, когда мы снимали финальные сцены, достаточно эмоциональные, и она сделала все хорошо с первого дубля, но мне нужно было немножко по-другому. И она уже на третьем дубле кричала, что все сделала и ничего больше играть не будет. И мне приходилось нежностью, а иногда и жесткостью, но все равно хитростью убеждать в том, что давай-ка попробуем еще и по-другому. Ну и в конечном итоге Аня радостно отозвалась.
А у вас была обратная ситуация, когда работали с папой, который начал вас снимать еще ребенком, он вам предлагал какой-то рисунок роли, а вам казалось, должно быть по-другому. Кто настаивал на своем? Или он вас тоже как-то склонял на свою сторону?
Надежда Михалкова: Во-первых, он - уникальная личность в плане работы с артистами. Об этом ходят легенды - и не зря. Он делает все, чтобы артист чувствовал себя комфортно и органично, и добивается всего, что ему нужно для картины. Поэтому в данном случае такого нет. Второе - это доверие. Потому что на всех этапах картины - от начала поиска денег до конца производства, естественно, пытаешься показать, что тебе можно доверять. И только потом возможен процесс творчества. И когда люди доверяют на всех этапах, то тогда это самые идеальные условия, чтобы что-то создавать. Отцу доверяют.
Скажите, а племянников не было соблазна снять?
Надежда Михалкова: Был. Но просто у нас была проблема: сначала мы пробовали, чтобы школьники играли школьников. Потом я поняла, что эта история нуждается в том, чтобы у героев было немножко побольше опыта. Даже не рабочего, а просто жизненного, потому что в 15-18 лет подростки существуют органично, но совершенно по-другому. А те, кому 20-21, делают все по-своему. Поэтому исходили из того, что у нас должна была получиться команда.
Когда режиссер - представитель кинематографической династии, насколько хочется в свое творчество приводить семью?
Надежда Михалкова: Только в том случае, если это приходит в голову исходя из образа и задачи. Но вот чтобы изначально стояла задача взять семью - Боже упаси! Еще и работать с ними - это уже перебор. Я уже и так с ними живу, отдыхаю, встречаюсь... Получается тогда не работа, а семейные связи.
Вы пробуете себя не только как режиссер, но и как продюсер. И причем в этом качестве - не первый раз, например, ранее продюсировали фильм "Бездельники". Что вас заставило взяться и за продюсерское дело?
Надежда Михалкова: За продюсерское дело одновременно с режиссерским заставило меня взяться только то, что было сложно отдать то, что мы маленькой группой людей создали с нуля и доказать, что это должно быть так и только так, тем, кто не был подключен и вовлечен с самого начала. Это как отдавать своего первого ребенка кому-то на воспитание. Изначально стояли у истоков братья Пресняковы, Аня и я. Потом присоединились Екатерина Камолова и Тимур Ланский. Соответственно, если дальше отдать кому-то - это значит рассказать, как это должно быть.
То есть не доверяете до такой степени никому или не получается?
Надежда Михалкова: Просто надеюсь, что первый опыт позволит мне потом выбирать, с какими продюсерами работать дальше. Поверьте, я совершенно не стремилась продюсировать свои фильмы, потому что это - ужасно. Режиссер может капризничать по поводу того, что он не успевает, у него мало денег и так далее. А когда капризничаешь сама себе, то никакого результата.
Фильм Надежды Михалковой рассказывает о том, как среди старшеклассников бытует легенда о "проигранном месте" в кинотеатре, говорят, что каждый, кто покупает туда билет, обречен на смерть. Компания старшеклассников решает проверить, так ли это. В фильме снимались: Анна Михалкова, Алексей Дякин, Ирина Мартыненко, Алексей Мартынов, Никита Еленев, Сергей Городничий, Валентина Ляпина, Юлия Ромашина и другие.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"