Новости

05.09.2018 15:34
Рубрика: Общество

Нанимать людей на работу будет робот

Труд менеджеров по персоналу скоро станет не таким утомительным. Им больше не придется проводить каждый день десятки интервью и бесконечно висеть на телефонах в попытках привлечь на работу новых сотрудников. Закрывать вакансии за них будет робот Sever.AI, разработанный коллективом российских исследователей и программистов.
 Фото: depositphotos.com  Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

- Нам удалось с помощью одной системы сильно разгрузить специалистов по подбору персонала, упростив для них наиболее скучные и рутинные задачи, - рассказывает директор по развитию проекта Сергей Сигалов. - Наш робот, работа которого основана на использовании искусственного интеллекта, умеет находить резюме людей на работных сайтах или в собственных базах компаний, оценивать и ранжировать их по степени соответствия вакансии. Затем он может связаться с человеком и проверить его заинтересованность - отправить sms, написать письмо или позвонить, а также провести видеоинтервью и оценить его. В заключении работодатель видит две оценки (за резюме и за видеоинтервью), которые показывают, насколько кандидат соответствует ожиданиям работодателя. Окончательное решение о найме, конечно, будет принимать живой менеджер. Скорее всего, после финального очного собеседования с участием будущего руководителя. Но весь огромный объем черновой работы робот берет на себя.

Как у машины получается понять, чем разные люди различаются между собой? И кто из них подходит на вакансию слесаря, кто секретаря, а кто врача или инженера?

Чтобы вся эта система заработала, робот учится у живого человека, какие именно кандидаты нужны. Можно выставить настройки вручную или запустить автоматический процесс. Для этого роботу надо показать описание вакансии, а он сам соберет всю доступную информацию по базам данным - как самой компании, так и доступным по интернету, проанализирует требования к кандидатам и содержание всех резюме и, исходя из этой информации, приступит к оценке соискателей.

Самое интересное начинается дальше. Сотрудник отдела по работе с персоналом получает готовый список из десятков, а то и сотен кандидатов. За три клика мышкой он может дать роботу команду - связаться со всеми, чей рейтинг, условно, выше 80 процентов.

- Здравствуйте, я представляю компанию ООО "Ромашка", - вежливо начнет разговор с соискателем робот. - Нас заинтересовала ваша кандидатура на вакансию администратора. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Дальше действительно начинается диалог робота с потенциальным сотрудником. Пока что, надо сказать, довольно странный. То есть на вопрос "какая у меня будет зарплата", сформулированный одним из стандартных способов, машина, подумав несколько секунд, ответит. Но стоит у нее поинтересоваться временем начала обеденного перерыва или наличием курилки в офисе, автоматика честно признается в своей неспособности помочь и переадресует в отдел по работе с персоналом.

Однако, уверяют разработчики, в большинстве случаев разговор проходит по вполне стандартной схеме. В его завершении робот может предложить соискателю пройти видеоинтервью.

Здесь начинается вторая важная часть процесса, для которой искусственный интеллект оказался совершенно необходим. Кандидату предстоит перед включенной камерой смартфона или компьютера ответить на заранее составленный список вопросов. Они поочередно появляются на экране. Машина не просто записывает видео, а оценивает соответствие слов и логики излагаемой информации, а также эмоций человека еще одному эталонному образцу, на этот раз составленному на базе таких же роликов с участием уже нанятых успешных сотрудников.

- Бывает так, что оценка соответствия вакансии по резюме у человека высокая - 87%, а оценка по видеоинтервью всего 65%, - делится Сергей Сигалов. - Значит, резюме кандидат составил грамотно и аккуратно, но в действительности его опыт может быть не таким впечатляющим: где-то приукрасил, где-то слукавил. Поэтому видеоинтервью очень важный этап. Наш робот по изменению мимики и тембра голоса может увидеть реакцию на вопросы, понять, как изменяются эмоции во время ответов, и учесть это при выставлении рейтинга кандидата. В результате каждый соискатель получает две оценки - по резюме и видеоинтервью. HR-менеджеру остается только просмотреть верхние строчки сводного списка лучших и дать команду машине пригласить финалистов кадрового отбора уже в офис на финальную часть рекрутингового процесса.

В результате в выигрыше остаются все. Сотрудники отдела по работе с персоналом избавляются от нудной работы с перелопачиванием анкет, утомительным обзвоном, проведением и просмотром сотен однообразных видеоинтервью. По данным исследователей, на все это менеджер по персоналу может тратить до 88 часов в месяц - это больше половины всего рабочего времени.

Финансовые детали своего проекта сотрудники Sever.AI не раскрывают, но признаются, что компаниям с ежегодными расходами на найм сотен сотрудников около 6 миллионов рублей, уже в первый год работы с платформа позволит сократить издержки примерно вполовину.

Над проектом уже три года работают пятнадцать человек. Пока подписаны несколько крупных контрактов, ведутся переговоры с другими потенциальными партнерами. Пока чаще всего речь идет о поиске линейного персонала - кассиров, продавцов, операторов колл-центров, а также менеджеров по продажам и банковских работников.

Сергей Сигалов считает, что через несколько лет все крупные или сетевые компании будут вынуждены установить у себя такого робота. Скорость и точность замещения вакансий при автоматизированной работе с закрытием вакансий позволит сократить простои и потери, сэкономит бизнесу и время, и деньги.

Тот же самый бонус оценят и соискатели - скорость поиска работы повысится в несколько раз. Соответственно, грустный период безработного существования сократится минимум вдвое.

Общество Наука