Карьера для великана

Зачем Союзному государству робот-самосвал?
Это надо было видеть, как человек в Екатеринбурге управлял многотонным самосвалом на полигоне завода "БЕЛАЗ" в белорусском Жодино. За тысячи километров.

Сеанс инженерной телепатии состоялся благодаря спутниковой системе навигации, разработанной по научно-технической программе Союзного государства. По командам, переданным через космос, 130-тонная машина легко передвигалась по "карьеру", черпала грунт, высыпала его... Водителя в кабине не было!

Ни одна страна в мире не подошла пока так близко к созданию комплекса управляемых на расстоянии машин для горнодобывающей промышленности. Только Беларусь и Россия. Соглашение, подписанное на недавней выставке "Иннопром-2018" в Екатеринбурге Белорусским автозаводом и российскими компаниями "ВИСТ Групп" и "Регион 24", подтверждает: настала пора практической реализации проекта под условным названием "интеллектуальный карьер".

О важнейшем элементе этой системы, самодвижущемся 130-тонном самосвале "БЕЛАЗ", "СОЮЗ" уже рассказывал.

Когда журналист впервые увидел диковинную машину в работе, то не мог удержаться от вопроса: зачем нужен такой "луноход"? Разработчики пояснили:

- Водителю карьерного самосвала или погрузчика приходится трудиться вдали от благ цивилизации, порой в 40-градусный мороз или такую же жару, в условиях сильной запыленности. Так что, несмотря на высокую зарплату, наблюдается дефицит таких специалистов. Карьеры к тому же становятся все глубже, обеспечить чистым воздухом водителя, экскаваторщика - большая техническая проблема. А вот "беспилотная" машина трудится в любых условиях...

Чтобы работать по-новому, нужно создать систему машин, управляемых на расстоянии, и соответствующую инфраструктуру. Это стоит недешево. Но уже пришло осознание, что такие затраты необходимы.

Пилотный проект интеллектуального карьера предполагается реализовать уже в начале следующего года в Хакасии. Беспилотный самосвал будет иметь новый дизайн. Высокую точность при движении к рабочему месту обеспечит система геопозиционирования GPS-ГЛОНАСС. А оптико-электронные системы позволят работать в любых погодных условиях, днем и ночью. Пока же продолжаются активные испытания многотонного самосвала-беспилотника.

То, что эта знаковая разработка мирового уровня создается вместе с российскими специалистами, закономерно. Россия является главным покупателем продукции знаменитого белорусского предприятия. В первом полугодии поставки возросли на 44 процента. В целом же БЕЛАЗ является крупнейшим в мире производителем и экспортером карьерной техники, при этом используются многочисленные российские комплектующие и материалы.

Кстати

Карьерные самосвалы грузоподъемностью 130 и 220 тонн изготавливаются на Белорусском автозаводе в городе Жодино по заказу Сибирской угольной энергетической компании. Их кабины и платформы будут раскрашены в цвета государственного флага России. Уникальные "БЕЛАЗы" с июля 2018 года по март 2019-го поступят в ООО "Восточно-Бейский разрез", АО "Ургалуголь", АО "Разрез Тугнуйский", РУ "Новошахтинское" - филиал ООО "Приморскуголь", АО "Разрез Изыхский", ООО "Арктические разработки", АО "Разрез Харанорский". Сегодня практически каждый карьерный самосвал собирается с учетом запросов и потребностей конкретного заказчика и условий эксплуатации. А возможность производить раскраску под заказ появилась благодаря постоянной модернизации предприятия.

Инфографика "РГ": Михаил Шипов/Антон Переплетчиков
Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.