06.09.2018 00:40
    Поделиться

    "Вертушки" на столичном транспорте ушли в прошлое

    С 1 сентября в столице сняли турникеты во всем общественном наземном транспорте. Корреспондент "РГ" решила напомнить историю их появления в Москве и проследить, что изменилось за 15 лет их существования.

    Против зайцев и льготников

    В начале двухтысячных наземный транспорт Москвы влачил печальное существование. Денег на его содержание, а тем более обновление у города катастрофически не хватало. Винили в этом зайцев и льготников. Зайцев по понятным причинам. Льготников из-за того, что "Мосгортранс" был не в состоянии посчитать, сколько их ездит в автобусах, троллейбусах и трамваях, чтобы затребовать соответствующие компенсации у городского и федерального бюджета. Чтобы решить проблему, и поставили турникеты, которые преградили путь пассажиру без билета. Неважно, купленный он за деньги или бесплатный, но билет должен быть.

    Эксперименты начались в Зеленограде в 2001 году на автобусах маршрута N 16. Результаты воодушевили транспортников - зайцев стало меньше в разы, но и возмущению пассажиров не было предела. Посадка, занимавшая прежде минуту, на загруженных остановках длилась порой до часа. Несмотря на это, уже в следующем году эксперимент распространили на весь Зеленоград, а затем и на всю Москву.

    Оттоптанные ноги и потерянное время

    Установка турникетов позволила "Мосгортрансу" существенно поправить свое финансовое положение. Город начал покупать новые автобусы и троллейбусы, но основная проблема турникетов - задержка на посадке пассажиров - никуда не делась. "Это пытка, - рассказывала корреспонденту "РГ" Марианна Королева, жительница Солнцево, добиравшаяся на автобусе в час пик до метро и обратно. - Пройдя через турникет, пассажир дальше вынужден локтями прокладывать путь вглубь салона. Затем его начинают толкать другие пассажиры, пробирающиеся к задней двери, чтобы выбраться из автобуса. Один раз у меня оторвали ремень от сумки, про оттоптанные ноги и не говорю. А если еще автобус встанет на остановке, пока водитель торгует талонами, то и на работу опоздаешь".

    Об электронных кошельках, приложениях и прочем, что могло бы ускорить посадку, в 2003 - 2004 годы еще не было и речи. Билеты с магнитной полосой, которые надо было "пробивать" на валидаторе. Первые турникеты с валидаторами стояли на узкой передней площадке, куда помещались один-два пассажира. Остальная очередь стояла на улице, держа автобус на остановке.

    Со снятием турникетов пассажиров в наземном транспорте становится больше

    Со временем начали закупать транспорт с более просторной передней площадкой, а сам турникет сдвинули дальше в салон. Начали появляться другие, более быстро срабатывающие билеты, подорожали проездные у водителей, чтобы отбить желание у пассажиров отвлекать его на продажу и создавать пробку на входе. Существенно облегчили ситуацию "Тройка" и пересмотр всей тарифной системы в общественном транспорте, объединение проездных с метрополитеном, ввод возможности оплаты кредитной картой, а также покупка дополнительного подвижного состава - в автобусах банально стало меньше пассажиров за счет того, что они стали ходить чаще.

    Выручили трамваи

    Несмотря на развитие билетной инфраструктуры, эксперты не уставали говорить о необходимости снятия турникетов в общественном транспорте. Они продолжали тормозить посадку и мешать соблюдению расписания. В часы пик, особенно в больших автобусах, в "голове" стояла толпа, а в "хвосте" - пустота. Но власти были непоколебимы, опасаясь зайцев и падения доходов.

    Ситуация начала меняться с приходом в 2016 году в Москву низкопольных трамваев. Учитывая, что длиной они почти 30 метров, продолжать запускать пассажиров лишь в одну дверь и прогонять их через весь салон оказалось нереально. К тому же начались эксперименты по внедрению тактового движения трамваев, когда они идут, как метро, через равные промежутки времени, задержка из-за посадки свела бы на нет все усилия по выстраиванию графика. И власти решили рискнуть: турникеты сняли. Зайцев немного прибавилось. Но не критично - москвичи за время работы турникетов привыкли платить за проезд добровольно, не из-под палки. А пассажиров в трамваях стало на восемь процентов больше.

    Входите куда хотите

    Ну а в этом году турникеты начали снимать уже везде. С нового года отключили сначала на маршрутах, где ходили автобусы особо большой вместимости - таких было 1148. Затем "пакетами" стали отключать в трамваях с самыми обычными вагонами на всех маршрутах, 16 июня этого года с трамвайными турникетами было покончено. Вскоре после этого мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что с 1 сентября турникеты отключат во всем наземном транспорте. То есть на 670 маршрутах как "Мосгортранса", так и частных перевозчиков, где работают более восьми тысяч автобусов, троллейбусов и трамваев.

    Что это даст пассажирам? Вход во все двери делает посадку в транспорт быстрее и удобнее. Длительность проезда городского транспорта по маршруту сокращается на 5-20%, а время посадки пассажиров - до 30 секунд.

    В последний день работы турникетов "Мосгортранс" запустил призыв в социальных сетях - сделайте селфи с турникетом. Вход с 00:01 минуты 1 сентября действительно стал свободным. А вот проезд все-таки не бесплатным. Город закупил более 6,5 тысячи валидаторов нового типа, которые принимают в том числе кредитные карты с возможностью бесконтактных платежей, а также могут принимать оплату по мобильному телефону по технологии Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay и т.д. Их постепенно устанавливают у вторых и третьих дверей всех автобусов и троллейбусов. Осталась мелочь - пассажирам забыть привычку бежать к первой двери, когда транспорт подходит к остановке. Входить теперь и всегда можно в любую дверь.

    Кстати

    Единственный городской транспорт, который пока возит всех бесплатно, это электробус, запущенный с 1 сентября по маршруту троллейбуса N 73 от ВДНХ до Бибирево. Пассажиров городские власти просят присылать свои замечания и предложения: electrobus@mosgortrans.ru или sergeevas@kamaz.ru.

    Поделиться