Так было все годы ее работы в крупной производственной компании, куда она пришла в качестве рядового лаборанта, а на пенсию уходила с должности заместителя генерального директора по персоналу. Так было и позже, когда она с таким же интересом и трудолюбием занялась… огородничеством.
Поначалу все, включая родных и бывших коллег по работе, не придали особого значения ее новому увлечению. Чем же еще на пенсии заниматься? Хотя сам факт их несколько удивил: Вера Михайловна - обычный городской житель, привыкший к благоустроенной квартире со всеми удобствами, к магазинам в шаговой доступности, к культурному досугу и асфальтовым тротуарам.
Тем более что в особой любви к работе на земле никогда замечена не была. Разве что в самые трудные продовольственные времена заводила-таки несколько грядок под "картошку-моркошку", урожай которых потом отдавала приятельнице.
Но тут - другое дело. Вместе с мужем они купили недостроенный дом в небольшой деревне Маланичи, недалеко от Чернушки. При доме участок земли в 25 соток. Причем земля на том участке с точки зрения огородничества была почти никак не обихожена, можно сказать - целина. Ни тебе грядок, ни забора. Лишь пара ягодных кустов и несколько метров когда-то вскопанной под посадки земли.
В самой деревне не больше 60-70 домов. Соседи все сплошь пенсионеры. Нет ни магазина, ни аптеки. Не говоря о медицинской помощи или клубе. Вся информация - только из телевизора. Про интернет в Маланичах почти не вспоминают, газеты и журналы покупают в Чернушке, когда бывают там с оказией.
- Сама я, наверное, на переезд не решилась бы, да необходимость подтолкнула, - говорит Вера Михайловна. - Здоровье начало сдавать, врачи посоветовали чаще бывать на свежем воздухе, а еще лучше - жить в деревне. Кроме того, сын женился, а жить молодым негде. Вот и отдали мы ему свою городскую квартиру, а сами отправились в деревню.
Отдали и ничуть об этом не пожалели. Здесь тишина и необыкновенной чистоты воздух. На окраине деревни неописуемой красоты пруд, за деревней - поле и лес, за которым начинается уже настоящая тайга. А там - лесные ягоды, грибы, душистые травы.
Деревенскому жителю, сызмальства привыкшему к сельскому труду и особому быту частного дома, возможно, несложно вновь вписаться в иной, чем в городе, распорядок дня. А вот горожанину, большую часть просидевшему в кабинетах с пробирками или бумагами, гораздо сложнее.
И вот Вера Михайловна и ее муж Александр Николаевич, тоже знавший раньше о деревенской жизни только по телевизору, без малого девять лет назад решились эту границу перейти.
Многому пришлось учиться: заготавливать дрова и топить печь, мыться в бане, носить воду из колодца, который сначала пришлось выкопать. Приобрели они и новые сельскохозяйственные знания - что и как сажать, как копать и чем удобрять землю, где брать рассаду и когда начинать посадки. А параллельно с этим еще достраивали дом, ставили баню, сооружали теплицы.
Даже завели двух сторожевых псов, которые теперь охраняют их дом от волков и прочего лесного зверья. И это не для красного словца: зимой на огороде каких только следов поутру не обнаруживается. Заглядывают к ним и лисы, и зайцы. Однажды даже лось пришел. Постоял, заглядывая в окна, и отправился потом восвояси.
Главным залогом успеха этого достаточно авантюрного проекта их дочь Наталья считает удивительную сплоченность родителей.
- Папа у нас очень трудолюбивый и всегда помогал маме, - говорит она. - Он ведь не только дом и баню построил, но и в обычном деревенском доме устроил душевую комнату, чтобы не приходилось по любому поводу баню топить.
По ее словам, он сам всю электропроводку сделал, подключил стиральную машину-автомат, не говоря о других бытовых приборах. Вере Михайловне оставалось только уют навести - шторки повесить, коврики разложить, самовар в предбанник поставить. Двор перед домом и тропинки к нему Александр Николаевич выложил галькой, которую они с женой собирали вместе на берегу пруда.
Словом, сейчас у Трубиных дом не хуже, чем была квартира в городе. А то и получше. Как ни крути, с балкона не увидишь таких закатов, такого леса, такого пруда. Нет в городе столетних тополей, что растет у них на краю огорода.
Кстати, об огороде. В первый же год Вера Михайловна разбила несколько грядок, с которых сразу собрала неплохой урожай. Огурцы, помидоры, зелень, картошка на зиму - все наросло в нужном количестве. Воодушевленная таким успехом, хозяйка бесстрашно решила освоить все 25 соток.
Распахивались новые грядки, высаживались ягодные кусты, плодовые деревья. Одна за другой появились четыре теплицы. Без них на Урале никак. Чернушинский район - это, конечно, юг Пермского края, но все равно регион, официально признанный зоной рискованного земледелия.
В двух теплицах побольше растут помидоры, в третьей - болгарский перец, а в четвертой - небольшой по размеру - она высаживает баклажаны и особые китайские огурцы. Остальное - под открытым небом. Лишь в особо холодные ночи грядки закрывают укрывным материалом. Все остальное отдано на милость природе.
И хотя на нее полагаться иногда легкомысленно, но и в самые холодные сезоны без урожая Трубины не остаются. Даже в прошлом, самом холодном за последний век году огурцы, помидоры, перцы, сливы, яблоки и даже ягоды снимались ведрами. К примеру, урожай помидоров уложился в 25 ведер, а огурцов - примерно в 30. Не говоря уже о кабачках, тыквах, капусте разных видов и прочих корнеплодах. И все это без особых удобрений и пестицидов.
- Какие могут быть химикаты, - удивляется Вера Трубина. - Мы этот район выбрали как раз потому, что он самый экологически чистый. Тут ни производств, ни трубопроводов, ни нефтяных качалок. Зачем же самим себя кормить лишней химией?
По ее словам, земля обходится самым для нее привычным - навозом и золой. Но главное - это душа. Несмотря на золотые руки мужа, который в два счета придумал бы ей всю механизацию, поливать растения она предпочитает совсем уж по старинке - ковшичком под каждый кустик. Полив из шланга, конечно, меньшего труда потребует, зато и растение нужной заботы не почувствует. Да и сорнякам незачем зря потакать. Так и ходит с ведерком от бочки к грядке. Раз 50 за день.
И при этом Вера Трубина любит эксперименты. Например, у нее хорошо растут лук-порей, пекинская капуста, брокколи, настоящая слива, ежевика. Приноровилась высаживать не только обычные для здешних мест растения, но и те, которые для Урала совсем не приспособлены.
Четыре год назад впервые попробовала посадить арбуз и дыню. Причем прямо в грядки под открытым небом. Муж ворчал - пустая трата времени и сил. Но эксперимент удался. Арбузы оказались красными, с тончайшей кожицей, черными мелкими семечками и на удивление сахарными на вкус. А дыни и того лучше - буквально таяли во рту.
Нынешний урожай бахчевых - 40 тыкв, в каждой из которых "дремлет" вместительная карета для Золушки, 30 дынь размером с хорошую "Колхозницу" и невероятно ароматной мякотью, два десятка арбузов весом в четыре-пять килограммов и бесчисленное множество кабачков.
Сейчас муж уже не протестует. А на будущий год они совместно решили посадить виноград.
- Посмотрим, может, и он приживется, - говорит Вера Михайловна.
Конечно, приживется. Когда-то и сами хозяева сумели "прижиться" в незнакомых для себя условиях. А уж винограду-то под их присмотром и подавно будет хорошо.
Самым вкусным рецептом Вера Михайловна делится с читателями "РГ- Пермь".
Огурцы чили
Два килограмма огурцов нарезать дольками, залить рассолом. Для приготовления рассола: 0,5 стакана шестипроцентного уксуса, 0,5 стакана сахара, 0,5 стакана растительного масла, 1 чайная ложка черного молотого перца, 1 столовая ложка порошковой горчицы,1,5 столовой ложки молотого чеснока, 1 столовая ложка соли. Все перемешать, залить им огурцы. Дать постоять час и разложить по банкам.