В Самарской области пенсионер построил храм

Виктор Николаевич Маркедонов, несмотря на два почетных звания, человек скромный. Дело, уверен, за каждого само скажет. Один - мусора у родника набросал, а другой - клумбу разбил. Вроде на одной земле живем, да по-разному. Что же до почетных званий - то первое - заслуженный нефтяник России - ему присвоили за безупречную работу на северах, где почти два десятилетия откатал он по нефтяным промыслам на тяжелых дизелях. А второго звания - почетный гражданин Пискалов - удостоился уже на селе, за построенный здесь храм.

Родники веры

Каждая дорога ведет к храму, это по замыслу всевышнего. Но церкви в немалом селе Пискалы, что неподалеку от Тольятти, давно нет, разрушена в советские годы. Колхоз "Красные горки" тоже канул в Лету... Правда, даже в безбожные времена били здесь святые ключи, и народ на Рождество или тайком, "когда душа болит", бегал к оврагу на родники. Не спасло атеистическую власть и то, что в хрущевские времена источники были засыпаны. Вода все равно находила путь к свету.

О целебных и чудесных свойствах той воды разное рассказывают, но доподлинно известно одно - за святыми ключами никто не ухаживал, отчего превратились они почти в болото. В таком состоянии их и застал Виктор Маркедонов, решивший по выходе на северную пенсию перебраться на Волгу.

Дом в селе Пискалы, приезжая в отпуск, высматривал задолго, и среди прочих каменных строений приглянулся ему деревянный срубовой на берегу озера. Его и купил у наследников после смерти проживавшей в нем бабушки.

Рядом с вековой избой для большой семьи заложили дом каменный. Сами месили раствор, клали кирпич...А деревянный на семейном совете решено было отдать под молельный дом. Так в Пискалах вновь появилось место общения селян с богом.

Я хожу в домовой церкви вдоль старинных икон, которых тут едва ли не больше, чем в ином великом храме - Богородица, Николай Угодник, Дмитрий Солунский. Несмотря на то, что многие образа от времени сильно потемнели, излучают они почти осязаемое тепло и свет. Часть из них Маркедоновы покупали, часть - принесли в дар добрые люди. Рядом с иконостасом, просторы-то не велики, в домовом храме печь с золоченой лепниной. Ее Виктор Николаевич сам правил.

- Печей много сложено за жизнь, - признается хозяин, которого на селе некоторые так и зовут - "Виктор-печник". Теперь люди от газа - электричества подустали, печи и камины вновь входят в моду.

Только этим ремеслом он уже не занимается. Все время с утра до потемок заполняет новый храм и прилегающая к нему обширная территория с источниками. А еще бесплатные обеды и экскурсии по святым источникам для паломников, которых становится все больше, не только из Самарской области, но и соседних регионов и даже из-за рубежа.

Храм у трех источников

В 2006 году, сразу по приезде, не привыкший сидеть без дела пенсионер взялся за расчистку источников. То, что помогать никто из местных не спешил, его не смутило. Сам укреплял ползущий в овраг склон, сам чистил родники, мостил к ним дорожки, строил купальни. У каждого колодца создал свою неповторимую зону отдыха с резными деревянными лавками и скульптурами. Многочисленные цветники теперь с ранней весны до поздней осени дарят благоухание каждому входящему на территорию храма. А еще, как реплики крестьянского быта, то тут, то там, плетни с горшками и прочей вековой домашней утварью.

Два источника были не просто расчищены и обустроены, но и вновь освящены. Один в честь Казанского образа Богородицы. Второй - посвятили памяти Дмитрия Солунского, святого, имя которого носила уничтоженная пискалинская церковь.

В солнечную погоду, как в день моего приезда, тут почти уголок рая. О земной жизни напоминают разве что ящички для пожертвований на храм. Но, несмотря на растущее число паломников, сборы не увеличиваются. А на пенсию, пусть даже северные, божий дом не поднять. Только одна машина кирпича нынче 11 тысяч рублей стоит, а сколько всего стройматериалов сюда ушло - не счесть.

Решил и построил

- Никакой личной трагедии или сна вещего, что храм надо строить на селе, у меня не было. Иные просто сочиняют про это для красного словца, - поясняет Виктор Николаевич, листая альбомы с фотографиями, где кадр за кадром вся история строительства: макет церкви, стены, водружение золоченого купола, внутреннее убранство, крестный ход, праздники у святых источников.

Просто в душе у него бог был с детства, с матерью с малолетства в храме помогал. На Севере, где жил, церковь стояла новая, а ему ближе храмы намоленные, поэтому по мере возможностей всегда ездил по святым местам. Даже свой день рождения в монастыре несколько лет подряд проводил. Говорит, что это особая благодать.

Вот и в Пискалах православный энтузиаст взялся за строительство храма, благо умений разных за жизнь накопил. С детства делал изгороди и скамейки, резал по дереву и выпиливал по камню, по рисованию лучшим в школе был, на альтушке в оркестре играл. Даже ремесло киномеханика освоил. Ну а что касается смелости - так работа испытателем на ВАЗе в начале трудового пути этому обучила на "отлично".

Новый храм (сегодня он почти готов, осталось положить плитку и сделать иконостас) днем всегда открыт. Хотя официально службы еще не проходят, любой желающий может сюда зайти, постоять у икон, послушать церковные песнопения. Никаких замков - это принципиальное решение Маркедонова. Бывает, конечно, что и церковную утварь ломают, и окурки у входа кидают. Виктор Николаевич каждое утро все убирает, но людей не ругает, а лишь жалеет за их неразумность. Даже на мужика, что рядом со святым местом "паленку" по дешевке алкашам продает, не сердится. Молится, чтобы Господь его вразумил.

- Мир не без добрых людей, - показывая свои владения, улыбается Виктор. - Одна женщина из банка, Вера Прокопенко, помогает. Предприятие газовиков, что работает недалеко, с техникой выручило, когда купол водружали. Жертвуют средства иногда бизнесмены.

Этот храм заложили по благословению батюшки Николая Винокурова из церкви в Ташле, что неподалеку. Когда фундамент был готов, рядом расчистили и благоустроили третий родник, и он забил с новой силой. Случилось это аккурат ко дню, когда почитается святой Николай Чудотворец. Его имя источник и получил вместе с храмом. Это мне еще как одно благословение, - радуется Маркедонов.

Скоро рядом с церковью вознесется и часовня. Денег на нее почти насобирали, да вот с хорошими мастерами проблема. Сколько не пробовали нанимать на работу азиатов, которые в здешних местах в основном и промышляют строительством, дело не шло - не получаются у них полукруглые храмовые окна. Спасибо (хоть и не бесплатно, конечно), храм сложили два парня с Украины, которые два года подряд жили в доме Маркедоновых. Бог даст, и сейчас, по осени, умелые мужики найдутся.

Экотуристы или паломники?

Установку "жить туризмом" пытаются укоренить и в Пискалах. Создали на въезде в село экзотическую ферму со страусами, вьетнамскими хрюшками, козами, осликами, кроликами. Всех их можно гладить, кормить. Однако в рекламной информации о данном объекте, будь то печатный буклет или страница в Интернете, всегда в первых строках упоминают, что рядом есть три святых источника. На них паломников и простого проезжающего по трассе люда, влекомого народной молвой, всегда много. Для "случайных" паломников Маркедонов всегда держит ковшики и чистые бутылки для воды. "Благодать -то от бога общая", - говорит 67-летний храмовый строитель и смотритель, каждое утро отправляясь служить в церковь. Служить богу и людям.

Историческая справка

Село Пискалы впервые упоминается в 1730-х годах, когда на высоком берегу одноименной реки появилось постоянное население. Окружающая местность изобиловала ручьями, речками, озерами, прудами и болотами, да еще густо поросла лесом. Поскольку в селе был дефицит земли, пригодной для возделывания, жители рубили лес для строительства, на дрова, корни деревьев использовались для получения угля и дегтя. До сих пор в окрестностях села на месте прежних вырубок растут лесная ягода и грибы. О том, что пискалинцы были ограничены в средствах, свидетельствует и тот факт, что в достаточно обширном селе имелась всего одна небольшая деревянная церковь Димитрия Солунского, построенная в 1871 году. После революции ее разрушили. Долгое время единственным святым местом в поселке оставался источник, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери.