Гостям и журналистам спектакль представили Президент Европейского фонда поддержки культуры Константин Ишханов, режиссеры-постановщики балета "Хрустальный Дворец" Екатерина Миронова и Александр Сомов, дирижер - неоднократный обладатель премии "Золотая маска" - Павел Клиничев, художник по костюмам Елена Нецветаева-Долгалева, а также исполнители главных ролей - звезды балета - заслуженный артист России Иван Васильев и ведущая солистка Большого театра России Мария Виноградова, солистка оперной труппы Большого театра России - Анна Нечаева. В центре внимания собравшихся была, конечно же, мировая звезда Орнелла Мути. Знаменитая итальянская актриса исполняет в спектакле роль российской императрицы Анны Иоанновны и для роли даже выучила русский язык.
Но настоящая сенсация представления на самом деле - это композитор Алексей Шор. Математик, который начал писать музыку шесть лет назад, а сегодня его произведения - в репертуаре ведущих мировых исполнителей. Это доказали выступившие на презентации звезды классической музыки. Композиции из спектакля "Хрустальный Дворец" прозвучали в исполнении скрипачей Вадима Репина и Сергея Догадина, пианиста Филиппа Копачевского и виолончелиста Бориса Андрианова.
Вот как отзываются об Алексее Шоре мировые знаменитости:
"Проблема современной классической музыки в том, что при прослушивании создается впечатление неполноценности композиций, будто бы чего-то не хватает. А в произведениях Алексея все наоборот: они многогранны и затрагивают весь спектр эмоций. Алексей Шор-гениальный композитор, его музыку играют лучшие артисты мира, и я с нетерпением и радостью жду возможности исполнить новую работу Алексея", - говорит Дэвид Аарон Карпентер.
"Когда я исполняю композиции Алексея, я как будто вновь и вновь влюбляюсь в музыку. Она невероятно мелодична и восхитительна", - сказал Максим Венгеров.
"А музыка Шора имеет и свои гармонические особенности, и особый эмоциональный язык. В частности, мне очень нравится произведение "Потеря" о Лазурном окне. Оно красивое, трогательное, необычное..." - отметил Константин Орбелян.
После презентации Алексей Шор ответил на несколько вопросов о премьере и не только.
Кого вы любите слушать, каких композиторов, чем вдохновляетесь?
Алексей Шор: Любимый композитор (и с большим отрывом) - это Бах. Чем ближе композиторы к нам по времени и дальше от Баха, тем меньше тех, которых я могу назвать любимыми. Мне нравится музыка XX века, но такого эмоционального впечатления, как гениальные произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, она мне не дает.
Тем не менее в вашей музыке прослеживаются современные мотивы…
Алексей Шор: Все-таки я человек, выросший в XX-XXI веке, и не стараюсь писать музыку, под влиянием которой нахожусь. Сочиняю и записываю именно то, что мне приходит в голову…
Отличается ли музыка "Хрустального Дворца" от других произведений, которые вы пишете?
Алексей Шор: В какой-то степени да, потому что балетная музыка имеет свою специфику. Но, в принципе, сама эстетика "Хрустального Дворца" мне очень близка, вне зависимости от балета. Музыка в стилистике XVIII-XIX веков для меня - очень волнующая тема.
Вы раньше писали музыку к балетным спектаклям?
Алексей Шор: Нет, это мой первый опыт.
Как создавался "Хрустальный Дворец"?
Алексей Шор: Какое-то количество музыки у меня изначально было готово, - она прекрасно подходила к определенным сценам. В процессе работы над балетом приходилось обсуждать то, что происходит на сцене, и потребовалось что-то дописать. Мы все обсуждали с автором либретто Екатериной Мироновой, она же - режиссер-постановщик "Хрустального Дворца". Мне была предоставлена полная свобода творчества, но Екатерина комментировала, что нужно добавить для создания определенного настроения, в той мере, в которой все это соответствовало общей музыкальной архитектонике произведения.
Вы говорили о том, что меняли музыкальную редакцию постановки, все время улучшая ее. Отчего это происходит - вы слишком требовательны к себе? Хочется совершенствоваться?
Алексей Шор: Обычно после третьего или четвертого прослушивания я ничего менять не хочу - уже всем доволен. Но после первого... Одно дело, когда музыка звучит в голове, совсем другое - живое исполнение. Тогда уже слышишь, что было бы лучше так, а не иначе...
Что вы чувствовали, когда сейчас вашу музыку исполняли знаменитые российские музыканты? Я наблюдала за вашей реакцией, вы улыбались.
Алексей Шор: Это большое удовольствие: такие таланты! Вадим Репин - мировая звезда. Борис Андрианов - один из лучших виолончелистов современности, Филипп Копачевский - музыкант очень молодой, но у него, я уверен, большое будущее. А Сергея Догадина я слышал в первый раз, он мне очень понравился… Сегодня музыка балета прозвучала в переложении для камерного состава в исполнении больших профессионалов своего дела, а на представлении в Кремлевском дворце, конечно же, вы услышите все это в звучании большого симфонического оркестра.
Как давно вы начали писать музыку? С детства?
Алексей Шор: Лет шесть назад. Мне было 40 лет. У меня нет музыкального образования, я самоучка. Я писал для развлечения себя и друзей, а потом моя музыка случайно "попалась на глаза" Дэвиду Карпентеру, замечательному музыканту, моему давнему другу. Он не знал, что я пишу музыку, и увидев как-то партитуры, сказал, что музыка - замечательная, и он хочет играть ее…
А кто вы по образованию?
Алексей Шор: Математик.
Вы просчитываете музыку?
Алексей Шор: Я бы так не сказал. Математический опыт помогает держать в голове много разных правил и не совершать ошибок. Но слово "просчитывать" я бы не употреблял.
Вот уже в течение шести лет вашу музыку играют известнейшие солисты и коллективы мира. Только из российских можно назвать Веронику Джиоеву, трио имени Хачатуряна, Александра Романовского, Романа Кима и других. Это все, благодаря Карпентеру?
Алексей Шор: Вы правы - началось все с Карпентера. Потом получилось так, что моя музыка стала популярна на конкурсах. Видимо, ее легче разучивать. Даже не знаю как она разошлась... Так совпало, что два года на Мальте происходило много культурных мероприятий, а я гражданин Мальты, и это также повлияло на то, что моя музыка стала жить своей жизнью.
Вы родились в Киеве, давно оттуда уехали?
Алексей Шор: Я уехал в 1986 году, когда случился Чернобыль. Переехал в Москву, стал учиться на мехмате в МГУ. Потом стал разваливаться СССР, и я снова "бежал"... Сейчас большую часть времени живу в Америке. В Киеве не был очень давно. Последние пару моя музыка часто звучит в Армении. Там прекрасный симфонический оркестр, история которого весьма примечательна: 10 лет коллектив существует в одном составе единомышленников и однокурсников. Моя музыка им нравится и они меня часто приглашают.
А где вашу музыку исполняют в Америке?
Алексей Шор: Играли в Карнеги Холле; в Нью-Йорке - Дэвид Карпентер, Юлиан Милкис и другие, в Кеннеди-центре, в Вашингтоне и в других местах.
Вы отдаете предпочтение кому-то из исполнителей, кто, как вам кажется, более тонко чувствует вашу музыку?
Алексей Шор: Не хочется отвечать на этот вопрос, дабы никого не обидеть. Скажу лишь, что один из исполнителей, который наиболее тонко чувствует мою музыку, приезжает в Москву в начале декабря. Ингольф Вундер будет выступать в Большом зале Московской консерватории с Мальтийским филармоническим оркестром. Он исполнит мой Фортепианный концерт. Надеюсь, что и я снова приеду.
Кстати
Инициатор и главный организатор постановки "Хрустальный Дворец" - Европейский фонд поддержки культуры (EFSC) во главе с Константином Ишхановым. Премьера в Москве организована совместно с Ассоциацией поддержки культурных инициатив (АПКИ) и Государственным Кремлевским Дворцом. Мировая премьера балета "Хрустальный Дворец" с успехом прошла на Мальте в июле 2017 года. Это событие было приурочено к 50-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Мальтой. В этом году балет был поставлен в Армении. Премьера в России - третья. После этого необычное представление поедет на гастроли по всему миру.