- Самое главное, что вас всех объединяло - это желание принести пользу родному городу, - обратился к школьникам губернатор.
В этом году в программе временной занятости участвовали 10 тысяч 872 подростка. Большинство из них работали в летние каникулы. В основном школьники трудились по одному месяцу, но были и такие, кто работал и два, и четыре месяца подряд. Причины у всех разные: одни решили больше заработать, другие - попробовать несколько профессий за трудовой сезон.
Чтобы поощрить наиболее активных подростков, в Петербурге создали новую награду - почетный знак "Кадры будущего". Планируется, что вручать его будут ежегодно.
В этом раз десять самых трудолюбивых подростков получили награду из рук Георгия Полтавченко.
Выступая на церемонии, губернатор отметил важность временной занятости как таковой и подчеркнул роль работодателей, которые обеспечили трудоустройство школьников.
- 150 ответственных работодателей позволили участвовать в этом трудовом процессе юным петербуржцам и тем ребятам, у которых есть проблемы со здоровьем, подросткам, которые попали в трудную жизненную ситуацию, ребятам, оставшимся без попечения родителей, - заявил Георгий Полтавченко.
В рамках программы временной занятости рабочие места предоставляются в самых разных областях. Например, на Ленинградском комбинате хлебопродуктов и в центре социальной помощи "Доверие" школьники трудились помощниками делопроизводителя, в центре социально-трудовой адаптации инвалидов "Мастер ОК" они работали помощниками социального работника, в почтовых отделениях несовершеннолетних нанимали операторами связи. А в межрегиональном общественном культурном фонде имени Валерия Суслова подростки исполняли обязанности помощников специалистов по работе с базами данных. Многие предприятия принимали школьников на курьерскую работу и для разбора архивных документов.
В пассажирском порту Санкт-Петербурга в этом году 30 школьников смогли попробовать себя в должности сменных администраторов.
- Ребята помогали скоординироваться пассажирам круизных лайнеров, - рассказывает начальник отдела персонала АО "Пассажирский порт "Морской фасад" Наталья Солодянникова. - На одном корабле может быть до четырех тысяч пассажиров. Когда лайнер приходит в порт, пассажиры его покидают и отправляются на экскурсии. Соответственно, после прохождения паспортного контроля все путешественники должны занять места в туристических автобусах. И нужно сделать так, чтобы не возникло очередей, чтобы все быстро разместились, и люди, путешествующие вместе, оказались на соседних местах. Как раз здесь школьники и помогали туристам.
Морской порт в программе временной занятости участвует уже третий год. К ребятам здесь предъявляют серьезные требования, главные из которых - доброжелательность и хорошее знание английского языка.
- Со школьникам нам работать нравится, радует, что и с их стороны есть интерес. Многие устраиваются к нам из года в год, есть и такие, кто после летней работы в порту поступают в государственный университет морского и речного флота имени Макарова. Надеюсь, что после окончания вуза ребята придут к нам на постоянную работу, - говорит Наталья Солодянникова.
Многие школьники были заняты благоустройством города. Ребята работали в Ботаническом саду Петра Великого, Александровском саду, парке "Куракина дача", на Биржевой площади, в музее-заповеднике "Петергоф" и в других красивейших зеленых зонах города.
- В этом году мы приняли 205 школьников. Все ими очень довольны, в следующем году планируем через Центр занятости населения Санкт-Петербурга пригласить большее количество ребят, - говорит главный инженер садово-паркового хозяйства "Фрунзенское" Наталья Пономарева. - Школьники у нас занимались прополкой клумб, ухаживали за цветами и кустарниками. Они очень нам помогли.
По словам Натальи Пономаревой, в этом году во Фрунзенском районе, как и во всем городе, садово-парковые хозяйства работали в усиленном режиме: к чемпионату мира по футболу в Петербурге появились дополнительные цветники, многие объекты отражали спортивную тематику, а значит, перед сотрудниками возникли дополнительные задачи.
- Школьники отнеслись к работе ответственно, проблем с дисциплиной у нас не было. Результат их работы петербуржцы и гости города могут увидеть и сейчас: все цветники во Фрунзенском районе ухоженные, красивые, на них приятно смотреть, - говорит Наталья Пономарева.
Временная занятость - это не только возможность заработать первые деньги. Выполняя трудовые задачи, подростки узнают, что такое рабочая дисциплина, начинают различать, чем отношения "педагог - ученик" отличаются от отношений "начальник - подчиненный", кроме того, школьники знакомятся с основами трудового законодательства. Эти навыки крайне важны, и впоследствии они позволяют подросткам лучше ориентироваться на рынке труда.
В программе можно участвовать с 14 до 18 лет.
Екатерине 17 лет. Летом через Службу занятости она устроилась в садово-парковое хозяйство Красногвардейского района.
- Я участвую в программе второй раз, мне все нравится. Работа вполне посильная, мастера хорошие, - рассказывает девушка.
В прошлом году Екатерина стала искать работу, но обнаружила, что на рынке труда подростки часто сталкиваются с обманом. Знакомый Екатерины честно отработал месяц промоутером, но ему не заплатили. Девушка прочитала в интернете, что с несовершеннолетними часто не заключают трудовые договоры, выписывают штрафы за несуществующие потери. Девушка уже была готова опустить руки, но мама рассказала ей о программе временной занятости, и Екатерина устроилась на свою первую в жизни работу. В этом году по ее стопам пошла младшая сестра Анжелика.
- В отряде я встретила двух своих одноклассников. Это было удивительно, - делится впечатлениями Анжелика. - Им о программе рассказали в школе.
Зарплату юные работники получают в зависимости от отработанного времени, но она должна была быть не ниже минимальной по Санкт-Петербургу. Большинство ребят устраивались на четыре часа, их средняя зарплата составила 9445 рублей, но были и предприятия, где платили школьникам по 15 тысяч рублей.
Как правило, поработав один сезон, подростки стремятся трудоустроиться и на следующее лето. Лишь когда школьникам нужно сдавать ЕГЭ и поступать в учебные заведения, они перестают участвовать в программе. Но навыки, полученные ранее, позволяют им, уже будучи студентами, без труда находить подработку.