08.09.2018 11:28
    Поделиться

    Балет Большого театра впервые за десять лет выступил в Ла Скала

    После длительного перерыва в легендарном миланском оперном театре "Ла Скала" с ошеломительным успехом стартовали гастроли балетной трупы Государственного академического Большого театра России.

    В рамках концертно-театральной части осенней программы масштабного фестиваля "Русские сезоны" в Италии, с 7 по 13 сентября на сцене Teatro alla Scala Большой покажет две балетные постановки - современное прочтение шекспировского "Укрощения строптивой", поставленного руководителем балета Монте Карло Жаном-Кристофором Майо специально для главного российского театра, и классическую "Баядерку" (1887 г.) Мариуса Петипа, отредактированную Юрием Григоровичем.

    "Поскольку речь шла о краткосрочных гастролях, мы решили взять два названия: одно классическое произведение, где можно оценить по достоинству качество и профессионализм труппы, а также увидеть то, как сохраняются балетные традиции и современную постановку, у которой есть успешная гастрольная "история" - "живьем" ее посмотрела публика Монте-Карло, Санкт-Петербурга, Лондона и Нью-Йорка. Теперь настал черед и Милана", - пояснил в беседе с "РГ" Генеральный директор Большого Владимир Урин.

    За время турне итальянская публика увидит, как звезд прославленной труппы, так и совсем молодых танцовщиков. Открыть гастроли в главных партиях в "Баядерке" доверено премьеру Большого Денису Родькину и приме-балерине ГАБТа Светлане Захаровой, которая уже давно стала по-настоящему своей в Италии - в 2008-м году Захарова первой из российских артистов была возведена в ранг этуали театра Ла Скала. В третьем же составе все той же "Баядерки" в образе Солора в родные пенаты вернётся единственный на сегодняшний день итальянец в труппе Большого театра, выпускник балетной школы Ла Скала 23-летний Якопо Тисси.

    "Мы очень рады принимать Большой театр у нас в гостях. Между нашими оперными театрами сложились по-настоящему дружеские отношения. Ла Скада гастролирует во многих театрах, и мы принимаем в наших стенах различные труппы со всего мира, но, пожалуй, только с Большим у нас сложились такие особые отношения", - подчеркнул Генеральный директор театра Ла Скала Александр Перейра, заметивший, что вопреки тому, что сегодня происходит в мировой политике, культура всегда была и останется тем самым мостом, который объединяет Россию и Италию.

    Большой и Скалу действительно связывают почти родственные отношения, которые длятся уже более полувека - Ла Скала стал первым среди крупных западных театров, который приехал в СССР после окончания Второй мировой войны (1964 г). Ровно через год, в 65-м году, с ответным визитом в Милан отправилась и оперная труппа Большого. Именно с этого момента началась многолетняя дружба и сотрудничество между двумя оперными театрами. Пик отношений пришелся на нулевые - в 2006-м году Большой театра и Ла Скала подписали договор о сотрудничестве, который вывел взаимоотношения на новый, ещё более интенсивный уровень, сделав обменные гастроли доброй традицией.

    Глядя на то, как динамично развивался "роман" между этими прославленными театрами, трудно поверить, что Большой, не привозил балетную труппу в Милан более 10-ти лет!  "Эта пауза вызвана, ничем иным, как реальной жизнью и планами Ла Скалы. Мы договорились, что сначала будут гастроли театра Скала в Большом, и они приехали к нам в 2011-м году, когда мы сдали историческую сцену. Затем мы еще раз их позвали в 2016-м году. Десять лет - это абсолютный нормальный отрезок времени между гастролями, поскольку у Скалы есть своя трупа, и многое спектакли, которые танцуют артисты этого театра, идут в том числе и в Большом театре", - пояснил Урин.

    На прошедшее десятилетие не прошло даром. Именно в этот период в жизни российского и итальянского балета произошло важное событие: Большой и Скала стали самыми что ни на есть настоящими "побратимами". В 2016-м году балет ГАБТа возглавил Махар Вазиев после того, как он покинул аналогичный пост в Ла Скала, который занимал в течение восьми лет.

    "Для меня - это действительно огромное удовольствие возвратиться в Ла Скала. Работая там, я, конечно, никак не мог себе представить, что настанет день, когда я приеду в Милан вместе с труппой Большого театра! Это очень волнительные, но в то же время очень интересные для меня гастроли", - рассказал журналистам Вазиев, к которому в Италии относятся с глубочайшим уважением (ему не только удалось воспитать новых звезд, нарастить репертуар Ла Скалы, но и найти общий язык со всемогущими итальянским профсоюзами) и величают не иначе, как "каро маэстро".

    Большой балет - бренд мирового уровня, который не нуждается в рекламе и тем более в продвижении. Однако искушённой публике Ла Скалы, прочно закрепившей за собой имидж одной из самых предвзятых в мире, угодить все же не так-то просто.

    "У Ла Скала большая история и, конечно, в первую очередь, это Дом бельканто. Почему все оперные певцы мечтают оказаться в этом театре? Потому что здесь сформировалась потрясающая публика, которую певцы, как мне кажется, едут побеждать. Балетный зритель Ла Скалы иной. Он более терпим, он балет обожает!", - утверждает Махар Вазиев.

    Маэстро Вазиев оказался прав - балетная публика, действительно, не подвела. Она буквально растаяла уже 10-й минуте действа, когда на сцену в образе Никии выпорхнула великолепная Светлана Захарова. С этого момента зритель не скупился ни на щедрые аплодисменты, которыми зал в буквальном смысле врывался практически после каждой партии, ни на возгласы "Bravi!" -наших танцовщиков вызывали на бис целых 5 раз! Перешептывания в кулуарах констатировали очевидный факт: "Никуда не деться. Большой есть Большой!", "Джахарова (так произносят фамилию примы Большого итальянцы) в очередной раз покорила Милан!".

    Поделиться