В декабре прошлого года СБР был лишен полноправного членства в IBU на основании обвинений в нарушении нашими спортсменами антидопинговых правил. Такая мера означала, что СБР не будет иметь права голоса на конгрессах, а также не сможет выдвигать в руководящие органы своих представителей и подавать заявки на организацию соревнований. Хотя в руководстве мирового биатлона ранее постоянно были российские представители - в частности, на тот момент первым вице-президентом IBU являлся Виктор Майгуров. Сейчас он не попал даже в обновленный состав исполкома организации.
Майгуров тогда же отметил, что решение о "временном" статусе СБР в IBU можно считать гуманным, поскольку многие делегаты конгресса требовали в отношении России гораздо более серьезных санкций. А так, по крайней мере, наши атлеты сохранили возможность выступать на международных соревнованиях.
Стоит, впрочем, заметить, что сейчас в Хорватии мнения разделились: против восстановления СБР было отдано 29 голосов, а вот поддержали российскую сторону 20 человек, еще двое воздержались. Для положительного решения России нужно было получить более 50% голосов. Понятно, что делегаты зависимы от своих руководителей, которые боятся высказываться в пользу нашей страны при антироссийских настроениях в мировом спорте. Но нельзя не учесть и еще один фактор. IBU ранее разъяснил, на каких основаниях членство СБР может быть восстановлено. Должен был быть выполнен ряд критериев: восстановление в правах Олимпийского комитета России (ОКР), сотрудничество с расследованием дел о предполагаемых допинговых нарушениях, а также исключение подобных случаев в будущем. Членство ОКР в Международном олимпийском комитете (МОК) было восстановлено сразу после Олимпиады-2018 в Пхенчхане. Россия уже давно ведет активную работу по борьбе с допингом, также произошли изменения в руководстве нашего биатлона - в мае СБР возглавил четырехкратный чемпион мира Владимир Драчев, не раз заявлявший о приверженности борьбе с допингом.
С третьим пунктом требований вышла заминка: за несколько дней до конгресса разразился новый скандал. В СМИ были вброшены имена четырех российских биатлонистов, которые подозреваются в нарушении антидопинговых правил: олимпийские чемпионы Евгений Устюгов и Светлана Слепцова, чемпион мира среди юниоров Александр Чернышов и чемпион Европы Александр Печенкин. Как по заказу возникли эти шокирующие обвинения аккурат в преддверии такого важного для России конгресса IBU. А основаны они на показаниях беглого экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Того самого, который стал главным героем доклада "эксперта" Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Ричарда Макларена, огульно обвинившего более тысячи россиян в применении допинга - впоследствии даже ВАДА было вынуждено признать доклад Макларена несостоятельным в связи с неубедительной доказательной базой.
Более того, по разным данным, еще от 50 до 65 российских биатлонистов якобы подозреваются в нарушении антидопингового законодательства - имена, разумеется, не называются, равно как и нет каких-либо доказательств. Но с учетом очень своевременно поступившей информации едва ли можно было предполагать, что конгресс IBU вопреки всему и поддержит Россию.
На конгрессе также был избран новый глава IBU, им стал член Олимпийского комитета Швеции Олле Далин, не скрывающий проамериканских настроений. Его единственным соперником была экс-министр юстиции Латвии Байба Брока. Далина, к слову, норвежские СМИ обвиняют в коррупции с целью получения голосов на выборах. Это не помешало шведу получить должность. Став руководителем мирового биатлона, Далин озвучил обязательное условие для восстановления СБР: Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) должно быть признанным соответствующим кодексу ВАДА. Вопрос будет обсуждаться на исполкоме организации 20 сентября, но уже не верится, что ВАДА вообще в состоянии принять позитивное для нас решение.
Пока РУСАДА остается непризнанным, наша страна не может проводить международные турниры по биатлону. У России отобрали в том числе планировавшийся в 2021 году чемпионат мира - вместо Тюмени он пройдет в Поклюке. Ну а история со статусом СБР, похоже, затянется надолго. Конгресс IBU принял поправку, согласно которой лишь он имеет право рассматривать вопрос членства национальных федераций. Следующее заседание конгресса состоится в 2020 году, а до того момента наш биатлон, очевидно, так и будет оставаться "временным" явлением.