75-й Венецианский кинофестиваль завершен. Приятной новостью для нас оказалась заслуженная победа актрисы Натальи Кудряшовой, сыгравшей в единственном на Мостре российском фильме жену "Человека, который удивил всех": в параллельном конкурсе "Горизонты" ей вручен приз за лучшее исполнение женской роли.
В главном конкурсе, как и ожидалось, "Золотого льва" взял фильм мексиканца Альфонсо Куарона "Рим" - ностальгический рассказ о жизни пригорода его детства, его "Амаркорд". Гран-при жюри удостоена костюмная драма из начала XVIII века "Фаворитка" Йоргоса Лантимоса, а исполнительница главной роли Оливия Колман награждена Кубком Вольпи как лучшая актриса. Лучшим актером признан Уиллем Дефо, сыгравший Ван Гога в фильме "На пороге вечности". "Серебро" за режиссуру увез француз Жак Одийар, поставивший лучший вестерн последних лет "Братья Систерс". Приз за сценарий присужден братьям Коэн за ковбойский сериал "Баллада Бастера Скраггса". Таким образом, из всех жанров на этой Мостре лидирует вестерн.
В условиях разожженного феминистками скандала рефери не могли обделить наградами единственную в конкурсе женщину-режиссера австралийку Дженнифер Кент. Ее драма о притеснении женщин "Соловей" получила Спецприз жюри; успех подкреплен Призом имени Марчелло Мастроянни молодой актрисе Байкали Ганамбарр. Приз Луиджи ди Лаурентиса за лучший дебют достался Соудад Каадан (она сирийка, выросла во Франции) за фильм "День, когда я потерял свою тень".
В конкурсе "Горизонты" победила драма "Манта Рэй" таиландского режиссера Пхуттипхонга Ароонпхенга. За лучшую режиссуру награжден казахстанский фильм "Река" Эмира Байгазина. Приз за мужскую роль увез актер Каис Насиф ("Тель-Авив в огне"). В программе "Венецианские классики" приз за лучший реставрированный фильм студенческое жюри присудило картине братьев Тавиани "Ночь святого Лоренцо" (1982).
Пара финальных впечатлений связана с преподанными Мострой уроками истории. Фильм Пола Гринграсса "22 июля" развивает тему, ранее обозначенную в берлинском конкурсном фильме Эрика Поппе "Утёйя, 22 июля", - о массовом расстреле, который учинил в норвежском молодежном лагере Брейвик. Поппе был сосредоточен на создании "эффекта присутствия". Гринграсс посвящает фильм действиям реакции властей, политическим мотивировкам, которые движут террористом, дальнейшим судьбам его жертв. Андерс Даниэлсен Лье играет Брейвика как фанатика, чувствующего себя сверхчеловеком. Его идеям противостоит судьба одной из жертв,17-летнего Вильяра, выжившего и выступившего в суде с речью. В какой-то мере "22 июля" своего рода байопик, отмеченный слабостями жанра.
Реконструкцией полузабытых событий занят Сергей Лозница в монтажном фильме "Процесс", основанном на кинодокументах суда над никогда не существовавшей Промпартией. Режиссер использовал материалы фильма Якова Посельского "13 дней. Процесс Промпартии", вышедшего на экраны в 1930-м. В центре событий прокурор Николай Крыленко - запевала Большого террора, шахматист, альпинист, расстрелянный через восемь лет после эффектно проведенного процесса. Мы изумленно внимаем подробностям: как сколачивалось антисоветское подполье, как обсуждался план свержения советской власти, - подсудимые каются так искренне, что их не заподозришь во лжи. Но это - спектакль, масштабная провокация, фальсификация. И трудящиеся отвечают ревом демонстраций, требующих расстрела для предателей, - эти кадры проходят лейтмотивом. И "дело Промпартии", и официальное кино о нем достигли цели: всем бедам, переживаемым страной, были даны объяснения, власть Советов стала еще крепче.