Официальные статистические данные по числу таких инфекций в нашей стране, к сожалению, не отражают реальную картину. Считается, что ежегодное число инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, составляет 2-2,5 миллиона. Особую тревогу вызывает крайне быстрое нарастание устойчивости у грамотрицательных возбудителей внутрибольничных инфекций. Так, уже более 50 процентов штаммов синегнойной палочки и более 60 процентов штаммов ацинетобактера в стационарах различных регионов России обладают экстремальной устойчивостью к антибиотикам. Более 70 процентов энтеробактерий резистентны к широко применяемым антибиотикам (фторхинолонам и цефалоспоринам всех поколений).
Такие инфекции часто сводят на нет как результаты высокотехнологичных, дорогостоящих и жизненно важных вмешательств (операции на сердце, трансплантация органов, онкогематология), так и эффекты лечения в отделениях общехирургического профиля, интенсивной терапии, неонатологии и др. При этом антибиотикорезистентность уже не ограничивается стационарами - штаммы подобных микроорганизмов распространены и вне лечебных учреждений.
Основных причин роста устойчивости к антибиотикам в нашей стране несколько. Это недостаточный уровень микробиологической диагностики во многих лечебных учреждениях; нерациональное применение антибиотиков в лечебных учреждениях и амбулаторной практике; отсутствие системного подхода к регистрации инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи и антибиотикорезистентности; недостаточное соблюдение мер инфекционного контроля.
Универсального решения этой проблемы не существует, и вряд ли оно появится в ближайшее время. Но во многом успехи в этой борьбе определяются даже не высокими технологиями, а организационными факторами. Это внедрение эффективных санитарно-гигиенических мероприятий и инфекционного контроля, повышение уровня микробиологической диагностики, оптимизация использования антимикробных лекарственных средств у человека и животных, повышение уровня осведомленности и знаний в области антибиотикорезистентности.
Конечно же, необходимы и новые технологии: терапевтические, профилактические, диагностические и информационно-образовательные. Из последних хочется отметить создание в нашей стране при поддержке Минздрава России не имеющего аналогов в мире информационного ресурса "Карта антибиотикорезистентности", предназначенного для интерактивного информирования специалистов. Ресурс постоянно эволюционирует, и мы надеемся, что он станет основой целой информационно-образовательной экосистемы, работающей в режиме реального времени..
Не исчерпаны и возможности создания новых антибиотиков. Лет десять назад ни одна статья, ни одно выступление по проблеме резистентности не обходились без фразы, что новых антибиотиков крайне мало и в ближайшее время больше не будет. Но это было связано вовсе не с отсутствием возможностей по их созданию, а с незаинтересованностью фармацевтических компаний. Разработка новых антимикробных препаратов для них была убыточной. Но в базах данных молекул с перспективной антимикробной активностью не десятки и не сотни, а тысячи. Поэтому основной вопрос для начала массового появления новых антибиотиков - финансирование их разработки. Но привлечение общественного внимания к проблеме резистентности уже сделало свое дело. Сейчас на различных стадиях клинических исследований находится намного больше препаратов, чем 10-15 лет назад. Главное - не повторять с ними прежних ошибок, применять их адекватно.
Возможно, перспективны и некоторые альтернативные направления (например, применение бактериофагов), но они совершенно точно не заменят антибиотики. Кроме того, сейчас ученые пытаются создать вакцины против бактерий, вызывающих внутрибольничные инфекции. Если они будут успешны, мы получим новый инструмент для снижения числа инфекций в стационарах.
Очень важно и просвещение населения: люди должны понимать, что антибиотики нельзя принимать, как аспирин, при любом насморке и повышении температуры. Но конечно, образовывать надо не только население, но и медиков. Поскольку именно они ответственны за назначение антибиотиков и инфекционный контроль.