Игорь - большой молодец. Он стал победителем еще до старта этой единственной в своем роде гонки "Золотой глобус". Несколько лет назад Зарецкий пережил тяжелый инфаркт, ему дали инвалидность и рекомендовали избегать физических нагрузок. Перед стартом во Франции он прошел, как положено, строгую медкомиссию, получил "добро" и теперь, как мы видим, успешно нагружает свои мышцы и свое сердце штормами и сильнейшими эмоциями.
Вот так и надо встречать старость. Лицом к ветру. Наперекор диагнозам. Только так.
Когда я несколько дней шел на "Эсмеральде" сначала по Средиземному морю, а потом по Атлантике, то однажды мы за сутки увидели на горизонте только один корабль. Что же тогда будет в открытом океане? Почти год в полном одиночестве?
- Да, тяжело будет, - согласился со мной Игорь. - Но разве можно было упустить такой шанс? Кажется, Жак Ив Кусто сказал примерно следующее: "Если у человека есть возможность прожить необычную жизнь, то он не имеет права от этого отказаться". Вот и я не имею права.
Говорил о Зарецком с его друзьями-яхтсменами.
Константин Завьялов: Знаю Игоря 35 лет. И за эти годы никогда не видел его в гневе. Всегда спокойно оценивает ситуацию и принимает адекватное решение. Даже при форс-мажоре, когда ломается мачта и маячит крушение, он спокоен. Никого не унизит, ни на кого не наорет.
Николай Ильичев: Очень целеустремленный. Если ставит цель, то обязательно ее добивается. Умеет находить друзей-единомышленников, заражать, заводить их. И потом эти люди уже на годы остаются с ним рядом. Что же касается отношений с властями (его иногда упрекают в том, что он не умеет или не хочет их "правильно" выстраивать), то этот процесс ведь отнимает много времени и потом он неизбежно требует некой "челобитности", а Игорь никому не кланяется.
Олег Яковлев: Он обладает редкой способностью, преодолевая самые трудные проблемы, находить неожиданные решения. Рукастый, все может отремонтировать сам.
Сам Игорь, когда я попросил его обозначить свой характер, подтвердил:
- Я всегда стараюсь вести себя сдержанно.
- Что ты не приемлешь категорически?
- Хамство. И жлобство.
Зарецкий не избалован вниманием поклонников. Ему не рукоплещут стотысячные трибуны, а журналисты не бегут наперегонки, чтобы взять у него интервью. В своем виде спорта он - звезда первой величины, но на улицах родного Ярославля никто не атакует его просьбами дать автограф. Что поделаешь, такова судьба яхтсмена-одиночника. Он всегда один на один сражается с океанскими тайфунами и только сам знает истинную цену своим победам.
Я спросил, популярен ли он у себя в городе?
- Меня, можно сказать, "завалили" наградами, - отшутился Игорь. - Целых две почетных грамоты. Француз за победу в трансатлантической гонке получил высший орден своего государства - Почетного легиона. Когда я победил в такой гонке, у нас этого никто и не заметил.
Да, у скучных чиновников и казнокрадов они действительно не в чести.
Но наверняка и в России сейчас растут мальчишки и девчонки, которые, прочитав про удивительную кругосветку Игоря Зарецкого, тоже захотят подставить свои лица ветру. Я в это верю. Потому и вошел год назад в команду, которая сейчас поддерживает единственного российского участника гонки "Золотой глобус".
С днем рождения, шкипер! Хорошего ветра и удачи! Доброй надежды!
Новых изменений в позициях участников регаты olden Globe Race 2018 нет. Лидирует по-прежнему француз Жан-Люк Ван Ден Хед. Игорь пока девятый.
Следить за гонкой в реальном времени можно на сайте GGR-2018.
Кругосветная гонка яхтсменов-одиночек "Золотой глобус"-2018 проходит на тех же условиях, которые сопутствовали участникам первой такой регаты, состоявшейся ровно 50 лет назад. Тогда стартовали девять лодок. Однако к финишу 312 дней спустя пришла только одна, управляемая британцем Робином Нокс-Джонстоном. Семь сошли с дистанции, а одна яхта и вовсе бесследно исчезла на океанских просторах.
Регламент GGR-2018 требует от участников идти вокруг земного шара на лодках старой постройки (не позже 1988 года), ограниченных по размерам, оснастке, без всяких цифровых и иных современных приборов. Для определения координат участники могут пользоваться только секстаном, а производить все вычисления, выписывая цифры столбиком, калькуляторы тоже запрещены. Запрещены цифровые фото и видеокамеры. Запрещены любые заходы в порты. Связь только на коротких волнах в любительском диапазоне.
Консультации с врачом и штабом гонки по спутниковому телефону только в самых крайних случаях. Несанкционированный контакт грозит дисквалификацией. Если участник хотя бы раз воспользуется помощью извне (допустим, зайдет в порт для ремонта), то автоматически выбывает из GGR, переходит в класс "Чичестер". Второй заход полностью исключен.
Контроль настолько строг, что после финиша участник должен будет еще две недели находиться в гавани - в это время судьи станут анализировать все расчеты по навигации, а также тщательно осматривать лодку на предмет нарушения правил, например, связанных с утилизацией мусора.
Маршрут гонки определен организаторами таким образом: надо пройти Канары, оставив их справа, потом миновать Кабо-Верде, обогнуть мыс Доброй Надежды. Затем Тасмания: там у Хобарта участники смогут подойти к берегу, но без швартовки, а только для полуторачасового общения с судьями и прессой. Дальше опять включается таймер и дальнейший путь пролегает к мысу Горн, после чего яхты огибают Южную Америку, входят в Атлантику и продвигаются на север, к финишу.