Но, прежде всего, напоминает Янин, покупатели должны помнить: сегодня невозможно вернуть товар, приобретенный вне магазина (но не онлайн). "То, что вы купили дома у проходящих по квартирам "коробейникам", вернуть не получится. Даже если вы купили это за наличные, закон о защите прав потребителей не распространяется на покупки, сделанные вне магазинов. Этот законодательный пробел, который требует заполнения", - подчеркивает он.
Но так называемый квартирный сетевой маркетинг - не единственный способ продать ненужные товары по баснословным ценам. "Всевозможные рассылки о чудодейственной косметике, помогающей вернуть молодость, о бесплатном массаже, лечении сердца и сосудов - все это методы нечистоплотных на руку торговцев. Им главное заманить к себе доверчивого человека. А доверчивых людей у нас много. И это не только пожилые граждане", - рассказывает Дмитрий Янин.
Он видит несколько вариантов решения проблемы. "Нужно предусмотреть для банков, кредитующих приобретение сомнительных товаров, серьезную ответственность за участие в подобных сделках, - предлагает собеседник "РГ". - Крупные штрафы, иную административную или даже уголовную ответственность. Или, как вариант, если продавец исчез, то покупатель товара или услуги в кредит может в течение 14 дней вернуть вещь непосредственно организации, которая выдала кредит. Или вообще запретить банкам кредитовать продажи вне стационарных магазинов, профильных медицинских учреждений и салонов связи".
Полностью интервью председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина читайте в завтрашнем номере "Российской газеты", 12 сентября.