Автоматически, без какого-либо временного лага, колебания валютного курса транслируются на цены в иностранных интернет-магазинах, поскольку покупка происходит за рубежом и конвертация производится в момент расчета, отмечает вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук. Многолетний бум трансграничной торговли в почтовых отправлениях может замедлиться, но несильно, поскольку средний чек таких покупок невелик. Серьезные покупки все-таки пока совершаются еще в "классической" рознице.
На ней резкие скачки курса отражаются примерно через 1,5-2 месяца, говорит Левинбук.
Опыт 2014-2015 годов, когда произошло гораздо более резкое ослабление рубля, чем сейчас, показал, что розничные цены реагируют на это с замедлением и не в прямой пропорции - часть издержек цепочка поставщиков берет на себя, чтобы удержать спрос в приемлемых объемах.
Крупные сетевые магазины планируют поступить так же и сейчас. Так, в "М.Видео" и "Эльдорадо" "Российской газете" заявили, что не меняли ценовую политику, все запланированные промоакции реализуются в полном объеме.
"Ни один из магазинов - крупных или мелких - не заинтересован в повышении цен, - утверждает Михаил Славинский, генеральный менеджер "Ситилинка". - Любому бизнесу важна лояльность потребителя, компании идут на эти меры только в самых крайних случаях".
Повышению цен больше подвержена электроника: смартфоны, ноутбуки, аксессуары к ним. Ценники на крупную бытовую технику, по словам экспертов, обычно начинают пересматриваться позже. На скорость переноса курса в цены влияют и масштабы реализации. По словам Славинского, крупные сети имеют высокий запас прочности за счет больших стоков, которые позволяют продавать закупленный за несколько месяцев вперед товар без повышения цен. У небольших интернет-магазинов склады в несколько раз меньше, поэтому при ухудшении ситуации им приходится реагировать раньше.
В отличие от ситуации рубежа 2014-2015 годов, когда покупатели выносили из магазинов все подряд, лишь бы спасти свои сбережения перед угрозой неизбежного роста цен, сейчас изменений в поведении потребителей торговые сети пока не отмечают. Впрочем, их практически не было и после апрельского пакета санкций и связанных с ним скачков валютного курса.
"В прошлом существенное ослабление рубля всегда приводило к тому, что россияне старались потратить свои накопления, совершая дорогие покупки, чтобы их сбережения не обесценились, - говорит Владимир Бирюков, руководитель группы розничного сектора "Делойт" в СНГ. - Если ослабление рубля будет продолжаться и дальше, то не исключено, что предпочтения населения не изменятся". Однако, продолжает Бирюков, с 2014 года в своем потребительском поведении россияне стали больше похожи на европейцев - стали более прагматичными в своих тратах. Смещение приоритетов уже заметно. Если в прошлом году, по данным ВЦИОМ, самой популярной покупкой россиян стал смартфон (его купил каждый четвертый), то в 2018 году на первое место в планах вышли более продуманные траты - ремонт, турпутевка, машина, плата за обучение.
По данным туристической поисковой системы "Слетать.ру", подготовленным по просьбе "Российской газеты", за неделю с 3 по 9 сентября этого года по сравнению с первой неделей августа количество бронирований туров до конца года снизилось на 14 процентов. Сказалось окончание сезона, но и повышение курса доллара и евро, отмечают в компании.
Только с 4 по 9 сентября доллар подорожал на три, а евро на два процента. Изменение курса отразилось на стоимости туров. Например, отдых в Турции на двоих взрослых на 7-10 ночей с вылетом из Москвы за неделю в среднем подорожал на 0,5 процента и стоит теперь 80,5 тысячи рублей. Стоимость отдыха в Греции, на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах выросла на три процента.
Конечно, сказывается не только курс валют, но и сезон. Например, в Таиланде осенью наступает самый благоприятный для отдыха период, потому и цены повысились сразу на 13 процентов, до 163 тысяч рублей. Впрочем, есть направления, на которых цены, напротив, снижаются. Туры во Вьетнам стали дешевле на 0,7 процента и сейчас обходятся в среднем в 133 тысячи рублей.
Подорожает в целом и авиаперевозка. Новые цены на билеты начинают действовать с сегодняшнего дня. Внутренний курс валют для международных перелетов, который обновляется каждую среду, устанавливает Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). С 12 сентября евро будет стоить 81 рубль, а доллар - 70 рублей.
Но снижение курса рубля только подстегнет спрос туристов на зарубежные туры, считают эксперты. "Пока продажи новогодних туров остаются на уровне прошлого года, но дальше мы рассчитываем на положительную динамику", - говорит генеральный директор туроператора "Пегас туристик" Анна Подгорная. Нет каких-либо причин для того, чтобы акции раннего бронирования не состоялись из-за роста курса валют, говорит она. Напротив, скорее, заметна обратная реакция. "Россияне стараются забронировать туры сейчас, опасаясь дальнейшего роста курса основных валют. Особенно это касается тех направлений, где наблюдается небольшое количество размещений, которые привлекательны для российских туристов", - уточняет Анна Подгорная. Например, это горнолыжные направления, страны Карибского бассейна.
"Забронировать предновогодние и новогодние туры путешественники всегда стараются заранее, чтобы обеспечить качественный турпакет. Но в этом году мы видим повышение активности туристов, связанную в том числе с желанием людей зафиксировать стоимость туров на текущих курсах валют", - соглашается руководитель компании "Интурист" Виктор Тополкараев.
Будет ли в дальнейшем снижение рубля или его укрепление, сейчас предсказать сложно, отмечают эксперты. Но рублевая стоимость тура фиксируется в момент покупки. Потому, если рубль в дальнейшем будет укрепляться, стоимость оплаченного тура уже не снизится, поясняют они.
Сейчас ключевым является рубеж в 70-71 рубль за доллар. Если он будет пройден, возможно снижение курса к уровню 75 рублей за доллар, говорит аналитик ГК "Финам" Сергей Дроздов.
В любом случае не проиграют те туристы, которые решат отправиться на российские курорты. Отдых внутри страны стал более привлекателен, чем зарубежный, по финансовым соображениям. Кстати, запросы на бронирование туров на Новый год в России за последний месяц уже выросли на 66 процентов, тогда как за аналогичный период прошлого года рост составлял только 21 процент, отметили в компании "Слетать.ру".