Завод изначально создавался как мощное высокомеханизированное производство для нужд Тихоокеанского флота (ТОФ) России, в первую очередь для повышения его боеспособности. Летом 1932-го у села Пермского, которое впоследствии превратится в город Комсомольск-на-Амуре, был заложен камень в основание будущего завода.
Ровно через четыре года предприятие выпустило первую продукцию. К началу Великой Отечественной войны с его стапелей сошли две дизельные подводные лодки и три надводных боевых корабля класса эсминец.
В военные годы Военно-морской флот России получил от амурских корабелов два крейсера, пять эсминцев, одного охотника за подводными лодками и два речных парома для переброски воинских частей и техники через Амур. В доках предприятия были отремонтированы 17 субмарин, принимавших участие в боевых действиях в море и сдерживавших агрессивные притязания Японии.
Завод превратился в многопрофильное предприятие, способное выпускать продукцию любого назначения. За всю свою историю АСЗ построил более 300 военных и гражданских судов, только для Военно-морского флота - 57 атомных и 41 дизель-электрическую подводную лодку, 56 боевых надводных кораблей. Средний ремонт прошли восемь субмарин и две плавучих технических базы перезарядки реакторов.
- В XXI веке наш завод начал строить высокотехнологичные суда гражданского назначения, выполняя крупные международные заказы. Среди них транспортный буксир-спасатель для работы на шельфе Вьетнама, судно сейсморазведки для индийской корпорации, плавучий комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов, - говорит гендиректор ПАО "АСЗ" Владимир Кулаков.
Предприятие модернизировало такие крупногабаритные морские объекты, как платформы "Моликпак" ("Витязь") и "Орлан", предназначенные для добычи углеводородов на шельфе Сахалина. По заказам нефтяников производило металлоконструкции и технологические модули, а также емкости и резервуары для жидкого топлива и углеводородных растворов. Занималось ремонтом рыбопромысловых судов и маломерного флота.
АСЗ по сей день остается основной базой по строительству боевых кораблей для Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке. Завод входит в состав АО "Объединенная судостроительная корпорация" и включен в список стратегических предприятий и организаций.
В последние годы АСЗ выполняет важные работы в рамках гособоронзаказа. В январе 2017-го после ремонта и модернизации заводчане передали ТОФ дизель-электрическую подводную лодку проекта 877 "Комсомольск-на-Амуре".
Предприятие обязалось построить для Министерства обороны РФ три серийных корвета проекта 20380, воплотившие в себе все лучшие разработки отечественных конструкторских бюро, включая "стелс-технологии".
- 20 июля 2017 года на первом корвете - "Совершенный" - подняли военно-морской флаг, он вошел в состав ТОФ, - напомнил Владимир Кулаков. - Второй корабль серии - "Громкий" - в августе этого года будет переведен на сдаточную базу предприятия во Владивосток для ходовых испытаний и передачи флоту.
АСЗ продолжает активно работать в гражданском судостроении. ООО "Газпром флот" заказало корабелам два судна снабжения проекта 22420 "Иван Сидоренко" и "Остап Шеремета", которые будут обслуживать плавучие полупогружные буровые платформы. "Иван Сидоренко" уже готовится к первому испытательному выходу в море из Владивостока.
29 июня 2018 года на стапелях Амурского судостроительного завода были заложены два корпуса грузопассажирских автомобильно-железнодорожных паромов проекта CNF11CPD 00300 для линии Ванино - Холмск, связывающей остров Сахалин с материком. Заказчиком выступила Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
- 28 июля текущего года первый, более чем 300-тонный блок будущего парома покинул цех завода и был перемещен на открытый стапель. В августе мы завершили выкатку и установку еще четырех блоков, чтобы с началом осени начать полномасштабные работы по их стыковке. В соответствии с контрактом в конце 2019 года заказчик должен получить готовые суда, - уточнил Владимир Кулаков.
Амурские корабелы, нацеленные на качественный и количественный рост объемов продукции, приступили к комплексной реконструкции и техническому перевооружению заводских мощностей. В первую очередь речь идет о стапельном, сборочно-сварочном и корпусообрабатывающем производствах.
- Поставлена цель - добиться современной технической оснащенности предприятия для строительства судов гражданского назначения и одновременного выпуска традиционной профильной продукции, - отметил Владимир Кулаков.
Публичное акционерное общество "Амурский судостроительный завод" 681000, Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 1.
Тел. (4217) 57-34-83
Факс (4217) 57-30-00
E-mail: email@amurshipyard.ru
Сайт: www.amurshipyard.ru
На правах рекламы