Тревогу у профессионального сообщества вызывает увеличение количества так называемых "независимых риелторов" (читай, "серых"), простота их выхода на рынок, что в ближайшее время грозит скомпрометировать профессию до полного ее обрушения.
Игорь Горский, президент Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, назвал цифры: в ассоциацию входит 110 компаний, а всего на рынке Петербурга действуют более тысячи риелторских объединений, если подсчитать независимых риелторов - то и все 2000.
Александр Романенко, президент одной из крупных риелторских корпораций, отметил:
- Порог входа в профессию составляет 200 рублей, напечатай визитки - и все.
При этом доля профессиональных риелторов, обслуживающих рынок недвижимости, составляет едва ли 60 процентов, а по некоторым экспертным оценкам - и вовсе 30-40.
Тенденция очевидна: доля риелторов на рынке недвижимости еще лет десять назад была гораздо выше. Получается - уходящая профессия?
Однако по международной статистике во многих цивилизованных странах наблюдаются прямо противоположные процессы. Скажем, в Канаде сделки на рынке недвижимости без риелторов сегодня вообще невозможны, в Финляндии - более 70 процентов рынка обслуживается риелторами. Что же происходит в России, в частности - в Санкт-Петербурге?
Из года в год снижаются комиссионные риелторам. Если раньше они стойко держались на уровне 5-6 процентов от суммы покупки, то сейчас падают до трех. Впрочем, минимальная цена - 100 тысяч за сделку - остается неизменной.
Понятно, почему такое происходит: дигитализация рынка, появление огромного количества агрегаторов, виртуальных сайтов создает у потребителя уверенность, что справиться с покупкой-продажей недвижимости он сможет сам. За что платить посреднику?
Вторая причина - появление на рынке огромного количества полупрофессиональных риелторов, зачастую работающих в "серой" зоне, заставляет людей опасаться связываться с ними. Эксперты единодушно признают: сейчас граница между "черными" и "белыми" риелторами практически отсутствует. Более того, нечистые на руку посредники хорошо изучили все "подводные камни" действующего законодательства и находят в нем лазейки, при которых явно обиженный потребитель остается ни с чем, а привлечь словчившего риелтора к ответственности по закону невозможно. "РГ" не раз писала о таких случаях. Выход из этой ситуации один - лицензирование риелторов и государственное регулирование их деятельности.
- Отмененное в 2002 году лицензирование обернулось тем, что число риелторов выросло в два-три раза, - отмечает руководитель интернет-портала о недвижимости Сергей Бобашев. - Да, сегодня есть сертификация деятельности, но это не работает.
Эксперт Виктория Мончинская приводит такие данные: согласно исследованиям, лишь 74 процента покупателей, обратившихся к риелторам, интересуются наличием у них соответствующих сертификатов. При обязательном лицензировании, считают эксперты, профессиональное сообщество будет само выявлять нелегитимных конкурентов и передавать их в руки правосудия.
Остается вопрос: выиграет ли при этом покупатель недвижимости?
Пытаясь удержаться на сужающемся поле, риелторы ищут способы выживания. Один из них - объединение в сообщества, установление прочных связей с девелоперами, банками, с интернет-порталами недвижимости. Превратить отделы продаж застройщиков не в конкурентов, а в союзников - вот, по мнению профессионального сообщества, весьма перспективный путь. Но для покупателя он означает одно: в цепочке сделок с недвижимостью появляются дополнительные звенья, "работу"которых ему приходится оплачивать из личного кармана.
Вот типичная схема такого союзничества: отделы продаж в компаниях застройщиков ищут потенциальных покупателей не в собственном регионе, а среди тех, кто намерен перебраться в Северную столицу. Риелторы подыскивают таких через свои контакты в других регионах. Однако при этом получается, что районы-новостройки заселяются не жителями Петербурга, которым в первую очередь следовало бы решить свои жилищные проблемы, а иногородними.
Более того, эти иногородние, мало осведомленные о современном функционировании мегаполиса, нередко становятся заложниками ситуации: покупают жилье в районах с плохой транспортной и социальной инфраструктурой. И вроде все по закону, но покупатель остается в проигрыше. К слову, среди девелоперов нет единой позиции по отношению к работе этой схемы. Кто-то считает, что услуги риелтора компании-застройщику обходятся в разы дороже, чем создание своих отделов продаж. Кто-то, напротив, уверяет, что приток новых покупателей, который обеспечивает эта схема, вполне себя окупает.
Покупатель на этом поле остается в сложном положении. Во-первых, он поставлен сегодня перед обилием выбора, который, если присмотреться, зачастую оказывается мнимым.
Ведь эфир забивают не слишком профессиональные агенты, для которых характерны масса искажений и некачественная отработка информации. Во-вторых, соблазн "найду сам" и желание сэкономить на некачественных услугах посредников подпитывается обилием виртуальной информации, широко доступной покупателю.
Однако эти обстоятельства таят и серьезные "подводные камни".
- Риелтор - не посредник в сделке, - уверяет Игорь Горский. - Он - как личный врач: знает "диагноз" клиента, то есть что именно тот хочет получить на рынке недвижимости, и все способы "лечения": какие механизмы субсидирования можно привлечь, какие варианты ипотеки предлагают разные банки и прочее. Пренебрегать услугами риелтора - все равно что утверждать, будто, зная ассортимент аптеки, каждый может вылечить себя самостоятельно.
А лицензирование, если продолжать эту аналогию, станет тем "дипломом", гарантом входа в профессию.