Росстат подсчитывал их исполнение на основе данных Федерального казначейства.
Профицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации заметно превысил показатель за тот же период прошлого года (437 миллиардов рублей). По итогам всего 2017 года регионы однако ушли в дефицит почти на 52 миллиарда рублей.
Говорить о позитивном тренде или глобальном улучшении ситуации в бюджетной сфере до годового исполнения бюджетов нельзя, несмотря на то что только 25 регионов закончили первое полугодие текущего года с дефицитом консолидированного бюджета, а в прошлом году по итогам полугодия их было 38, говорит эксперт группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Елена Анисимова.
"В течение года обычно наблюдается некоторая сезонность бюджетных расходов, а именно на декабрь приходится больший объем расходов, чем на любой другой месяц. Это связано с тем, что закрываются и подлежат оплате государственные контракты, в декабре работники бюджетной сферы получают дополнительные выплаты", - объясняет аналитик.
Совокупная разница профицита обеспечена чуть более высокими темпами роста доходов к расходам. Рост профицитов регионов, как правило, связан с ростом поступлений по налогу на прибыль и НДФЛ, формирующих больше половины совокупных доходов консолидированных региональных бюджетов, отмечает Анисимова.
Так, в добывающей отрасли, сформировавшей почти пятую часть поступлений по налогу на прибыль в первом полугодии, налоговые поступления возросли на 65 процентов по сравнению с первым полугодием 2017 года. Обрабатывающие производства с приблизительно той же долей показали более скромный рост на 17 процентов. Есть среди крупных отраслей и те, которые показали снижение поступлений, например, финансовая и страховая деятельности, говорит Анисимова.
По ее мнению другой причиной роста бездефицитных бюджетов может быть ужесточение контроля за расходами регионов в рамках реструктуризации бюджетных кредитов, проведенных в конце прошлого года: ограничен возможный размер дефицита (10 процентов от суммы собственных доходов), вменена необходимость оптимизации расходов в рамках плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов.
По прогнозу Анисимовой в таких условиях можно не ждать ухудшения ситуации с дефицитами бюджетов по итогам 2018 года. Однако сложившийся по итогам полугодия профицит все же за счет декабрьских расходов трансформируется в дефицит, ожидает аналитик.
В этом году десять регионов улучшили показатели по объему инвестиций в основной капитал.
По сравнению с первым полугодием 2017 года в целом по стране они увеличились на 3,2 процента. Инвестиции выросли в 51 регионе. Лидерами стали Магаданская область, Чеченская Республика и Республика Хакасия, рассчитали в рейтинговом агентстве РИА Рейтинг. Там инвестиции увеличились в два раза и даже больше.
Другой важный рейтинг недавно обнародовала аудиторской компания PricewaterhouseCoopers. По нему получается, что в ТОП-10 самых эффективных налоговых систем вошли Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Башкирия, Сахалинская, Новосибирская и Вологодская области, Санкт-Петербург, Бурятия, Московская и Амурская области. Причем первые пять позиций именно эти регионы занимают уже три года.
Рейтинг составляли на основе анализа семи показателей. Учитывали, введен ли в регионе расчет налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, а также насколько активно бизнес, мигранты и самозанятые используют патентную систему, сколько стоит патент и не очень ли он обременителен.
Важным показателем является и ставка по транспортному налогу. Ее устанавливают регионы сами с учетом федеральных норм. Например, территории из ТОП-5 ввели высокие транспортные налоги для мощных легковых автомобилей. Это дало рост сборов от налога.