В Геленджике показали уникальные авиационные и морские разработки

В Геленджике прошла 12-я международная выставка "Гидроависалон-2018", в которой участвовали более 200 компаний из России, а также делегации из Китая, США, Австралии, Мексики и Чили. Всего на крупнейшем гидроавиационном форуме мира представили полсотни воздушных и морских новинок, среди которых не затерялись и разработки компаний юга России. Так, акваторию геледжикской бухты впервые рассекали демонстрационные катера ростовского завода "Риф" (ГК "Ростовский порт"), сделанные из полиэтилена. Сейчас это единственное судостроительное предприятие России, использующее столь необычный материал.

- Он не подвержен коррозии, не выгорает на солнце, так как при его производстве используют специальные ультрафиолетовые фильтры, - рассказала корреспонденту "РГ" директор по маркетингу ГК "Ростовский порт" Анастасия Григорова. - Таким образом жизненный цикл катера продлен до 50 лет, то есть по сравнению с алюминиевым он гораздо прочнее.

Всего в компании изготовили три таких катера, два из них демонстрационные, а вот третий ушел на экспорт и сейчас движется в сторону Франции, где его спустят на воду в конце сентября. Еще одна разработка и вовсе не имеет аналогов в мире. У катера нового поколения особая конструкция корпуса, и при этом не используются баллоны, занимающие дополнительное место. У такого судна полностью ровный бок, благодаря чему оно легко умещается в транспортный контейнер. Запатентованный обвод корпуса позволяет глиссирующему катеру выдерживать волну четыре балла и более, не теряя при этом скорости 35 узлов в час, и в глиссирующем режиме значительно сокращается расход топлива. В России эти разработки уже нашли потребителей: компания работает с астраханскими и мурманскими клиентами, кроме того, четыре машины были сделаны для заказчиков из Северной Африки. Средняя стоимость судна - около полутора миллионов рублей, хотя при установке более мощного двигателя цена, естественно, вырастет.

Со своей последней новинкой приехали на форум и представители предприятия "Роствертол" холдинга "Вертолеты России" (входит в госкорпорацию Ростех). Кстати, это опытный модернизированный тяжелый военно-транспортный Ми-26Т2В, который совершил свои первые полеты только в августе.

- Нам удалось значительно снизить нагрузку на экипаж, во многом автоматизировав полет и посадку такой большой и сложной машины. Кроме того, повышена живучесть вертолета за счет установки современного бортового комплекса обороны, - отметил генеральный директор холдинга Андрей Богинский.

- Модернизация Ми-26 значительно расширяет потенциал ее применения. В государственной программе вооружения на 2018 - 2027 год предусматривается оснащение войск тяжелыми вертолетами именно в этой модификации. Думаю, Ми-26Т2В будет востребован не только в России, но и за ее пределами: мы видим потенциал на рынках Азии, Африки и Ближнего Востока, - сообщил индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков.

Предприятия ЮФО, помимо сотрудничества с российскими холдингами, МЧС, Минобороны и Минпромторгом, ведут активную работу и с заграничными партнерами. Так, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева (ТАНТК) планирует локализовать производство до тысячи самолетов-амфибий Бе-103 в КНР. Соглашение с китайской стороной на лицензионную сборку самолета уже подписано. Многоцелевой легкий Бе-103 предназначен для выполнения грузовых и пассажирских перевозок. По желанию заказчика на нем можно установить автопилот, систему спутниковой навигации и метеолокатор.

Кроме того, сейчас ТАНТК разрабатывает перспективные грузовые экранопланы Бе-1000 и Бе-2500. Полезная нагрузка Бе-1000 составит 400 тонн. А вот сверхтяжелый транспортный Бе-2500 можно будет использовать на трансокеанских маршрутах, он также способен стать платформой при доставке космических кораблей в верхние слои атмосферы в экваториальной зоне. Его максимальная коммерческая нагрузка - до 1000 тонн.

При этом заводы активно реализуют политику импортозамещения: практически все комплектующие отечественные. Единственно, что пока не удается полностью заместить, - это двигатели.

- Двигатели на наши катера мы сами не производим, работаем с иностранными производителями, - рассказала Анастасия Григорова. - Проблема в том, что для малых катеров отечественных двигателей просто нет. Разработок много, но преимущественно для больших судов.

Та же проблема и у авиапроизводителей. Здесь они показали зелено-белого красавца - самолет для авиахимических работ, который так сегодня необходим южному АПК. Он уже отправлен в серийное производство.

- В стране и за рубежом огромный рынок такой авиации. В России же сейчас поля опыляют старенькие Ан-2, а то и дельтапланы, - пояснил корреспонденту "РГ" генеральный директор ОНПП "Технология" имени Ромашина Андрей Силкин. - Степень импортозамещения у нашего самолета максимально возможная. Кроме двигателя практически все отечественное. Очень рассчитываем, что появится российский мотор подходящей тяги, который мы сможем поставить на свой самолет.

В этом году компания выпускает пробную серийную партию - десять самолетов. Массовое же производство позволит предложить его покупателям по цене менее 20 миллионов рублей. Гордость ТАНТК - амфибию Бе-200 - также пока предлагают заказчикам с украинским двигателем. Объединенная двигателестроительная корпорация планирует только к 2021 года завершить ремоторизацию самолета, установив на него российско-французский двигатель SaM146. Поэтому сейчас отечественные авиа- и судостроители ждут новых разработок от российских производителей моторов.

Мнение

Евгений Зиничев, глава МЧС России:

- За прошедшие годы выставка стала крупномасштабным международным проектом. На площадках "Гидроавиасалона" ведущие разработчики и производители авиационной и морской техники имеют уникальную возможность обсуждать ее актуальность и перспективы дальнейшего совершенствования. Обеспечение безопасности страны - многоплановая задача, успешное решение которой возможно только с использованием самых передовых технологий, новейшего оборудования и современных информационных систем. У многих российских разработок уже сегодня есть долгосрочные перспективы. Несомненный интерес у специалистов вызывает техника, позволяющая спасать людей с воздуха и на воде. Так, таганрогский многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС уже более 15 лет остается одним из самых крупных и наиболее эффективных противопожарных летающих средств во всем мире. Авиация МЧС подтвердила это сотнями успешно проведенных спасательных операций по борьбе с природными пожарами как в России, так и за рубежом.