По словам директора местной "Роспечати" Сергея Ченцова, массовое уничтожение газетных киосков намечено пока только в Орджоникидзевском районе.
- Причин я не понимаю, - признался он, - павильоны с разнообразной периодикой, сувенирами и полезными "мелочами" стояли на своих местах около трех десятков лет. Правда, договоры аренды городские власти недавно расторгли, но так было и со всеми другими киосками: планировалось, что единственным основанием дальнейшей работы станет схема размещения нестационарных объектов. Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что эта схема будет бессрочной, а действовать начнет с 2019 года. Попал в нее - хорошо, нет - уходишь навсегда. Но мы намерены бороться за каждую торговую точку, ведь эффективность сформированной сети печатных киосков проверена временем. К тому же без работы могут остаться 60 человек. Этого допустить нельзя.
Издатели крупнейших периодических изданий региона (и в том числе "Российской газеты") написали коллективное письмо на имя главы Орджоникидзевского района Вячеслава Трапезникова, выразили обеспокоенность сокращением профильных торговых точек на 65 процентов и подчеркнули, что печатные СМИ в результате могут стать менее доступными для екатеринбуржцев. Ведь, как показывает практика, поток потерянных покупателей затем не восстанавливается ни в магазинах, ни в супермаркетах: газеты и журналы зачастую там намного дороже. И читатели это прекрасно понимают.
- Я пенсионер, живу недалеко и вот уже два года прихожу сюда за газетой о здоровом образе жизни. Тут на нее никаких наценок не делают. Сколько вот она стоит, за столько и продают. А другие магазины сами добавляют к цене. И если этот киоск уберут, мне куда идти? В другом месте искать? В каком? - спрашивает Сергей Новиков возле киоска на ул. Орджоникидзе, 10.
- Я слышала о том, что киоски хотят убирать и это ужасно! Во-первых, я каждое утро, когда иду на работу, покупаю здесь газеты, журналы, книги. Тут мне по пути. Это очень удобно, да и мелочь полезная тут всегда есть - заколочки, бумажные платочки. Но ужасно то, что газету купить здесь нельзя будет. И так уже мало печатной продукции стало. Меня вообще это поражает. Я опытный пользователь компьютера, но новости читать в интернете не могу. Людям моего возраста надо, чтобы шуршало в руках что-нибудь, чтобы был запах свежей газеты. Мы с детства привыкли к бумажным журналам и газетам. Зачем нас лишать этого? - говорит Оксана Токмакова возле "родного" киоска на ул. Орджоникидзе, 2.
В течение нескольких дней ответы на эти и другие вопросы читателей искали журналисты пяти изданий, объединившиеся против реальной угрозы сокращения тиражей и лишения читателей доступа к "печатному слову". Подняли множество документов, направили официальные запросы в различные ведомства. Конечно, прежде всего "постучались" в администрацию города. Все вопросы пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Анатолий Карманов переадресовал в администрацию Орджоникидзевского района, сославшись на "локальный" характер проблемы. Там объяснили, что плановое сокращение сети нестационарных торговых объектов на территории Орджоникидзевского района проводится "в целях качественного преобразования современной городской среды".
- В схеме, действующей в 2017-2018 годах на территории района, было расположено 330 киосков и павильонов, из них 40 - ООО "Роспечать", ООО "Агентство "Газеты в розницу". На 2019 и последующие годы предложено включить в схему (и таким образом узаконить) 187 нестационарных объектов торговли, в том числе 13 киосков Роспечати, - пояснила начальник отдела по работе со СМИ администрации Орджоникидзевского района Анна Горкунова.
По ее словам, киоски исключили из схемы по четырем причинам. Какие-то попали в зону строительства трамвайной линии в Верхнюю Пышму, другие установлены с нарушением Правил благоустройства Екатеринбург, к третьим есть претензии у сотрудников ГИБДД - попали в зону "треугольника видимости". Но большинство - пятнадцать (!) - киосков "Роспечати" в Орджоникидзевском районе ликвидируются из-за того, что находятся в охранной зоне тепловых сетей Екатеринбургской теплосетевой компании (ЕТК).
Но энергетики опровергают эту информацию.
- Сотрудники "ЕТК" составили список городских объектов, нарушающих Постановление администрации города от 2009 года. Из 49 киосков в охранной зоне тепловых сетей, которые в Екатеринбурге нужно перенести - только два газетных, и оба - в Верх-Исетском районе. В Орджоникидзевском районе таких объектов вообще нет. Подчеркну, что мы не имеем права принимать решение о ликвидации объекта-нарушителя, можем только попросить администрацию вынести его за периметр охраны тепловых сетей, это составляет три метра в каждую сторону. Соответствующий документ за подписью главного инженера "ЕТК" был отправлен в администрацию города, - сообщил главный специалист пресс-службы АО "ЕТК" Дмитрий Бурдаков.
Строительство трамвайной линии в Верхнюю Пышму тоже не повод для уничтожения газетных киосков. Согласно документации, новой трамвайной ветке мешает всего один павильон с периодикой. А доводы ГИБДД о том, что павильоны попадают в зону "треугольника видимости", вообще не выдерживают ни малейшей критики - зачем сносить, если можно передвинуть? Но, как выяснилось, и ГИБДД здесь ни при чем.
- Никаких требований о демонтаже киосков в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга ГИБДД не выдвигала, - заявила руководитель отдела пропаганды ГИБДД Екатеринбурга Наталья Лесникова.
И как журналисты ни искали, так и не смогли найти ответ на вопрос, какие из киосков установлены с нарушением правил благоустройства.
Таким образом, все доводы районной администрации - явная ложь. Что тогда происходит на самом деле?Мы дважды пытались получить комментарии лично у главы Орджоникидзевского района, узнать логику этого плана. Но Вячеслав Трапезников дважды отказался от встречи с журналистами, отправив в первый раз в мэрию, во второй - в пресс-службу района. Что она нам сообщила, вы уже знаете.
Тем временем председатель комитета по товарному рынку городской администрации Елена Чернышева пообещала, что комиссия администрации Екатеринбурга по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов внимательно рассмотрит проект Орджоникидзевского района и примет взвешенное решение. Руководству "Роспечати" заявили, что снесут "только" 12 киосков.
Добавим, что в новой схеме размещения киосков всем внесенным в нее объектам присвоен тот или иной статус - там указано, действующая или перспективная территория объекта. При этом в "перспективных" территориях нет ни одного газетного киоска. Выходит, всем ларькам с прессой грозит тотальная "зачистка"?
Год назад в соседней Тюмени едва не произошло нечто подобное. Согласно проекту размещениянестационарных торговых объектов число газетных киосков в городе планировали сократить с 740 до 202. Активные тюменцы возмутились, протесты услышали в прокуратуре. Как сообщили в ведомстве, ликвидация киосков нарушила бы требования статей 1,10 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ от 09.04.2016 № 291. А также требования постановлений Правительства РФот 09.04.2016 № 291. Но кроме того, и региональный нормативный акт: постановление правительства Тюменской области от 27.01.2017 № 33-п "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Тюменской области площадью торговых объектов".
Как подчеркнул и.о. прокурора Тюмени Виктор Шальнев, планы мэрии нарушали и нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, и права предпринимателей на ведение бизнеса. Прокуроры предостерегли городских чиновников от необдуманного шага - киоски остались на своих местах.
Оказывается, и в Свердловской области принят нормативный акт, аналогичный тюменскому. Это приказ Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия № 612 от 29 декабря 2016 года "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Свердловской области". Документ устанавливает, что в Екатеринбурге на 10 тысяч жителей должно приходиться не менее 1,38 газетных киоска. В Орджоникидзевском районе проживает 250 тысяч человек. Значит, району требуется не менее 35 киосков. Сейчас даже чуть больше нормы - как мы помним, 39. Но это число хотят сократить чуть ли не вдвое.