Столичные власти давно присматриваются к Москве-реке как еще к одной транспортной артерии, на которой можно было бы открыть маршрут для пассажиров. Река проходит через весь город, и в некоторых местах самый простой и быстрый способ попасть из точки А в точку Б - вплавь. Тем не менее дальше разговоров и туристических экскурсий дело не шло.
И вот, как рассказал Максим Ликсутов, Высшая школа экономики провела исследование и разработала техническое задание по организации регулярных речных перевозок. В качестве пилотного предложен маршрут - от Нижних Мневников до Киевского вокзала. Вдоль него по берегам реки строятся сразу несколько крупных жилых комплексов, проще всего добираться из которых в центр будет именно по воде.
Протяженность всего маршрута - около десяти километров. На нем предполагается семь остановок на уже существующих причалах: Киевский вокзал, Красная Пресня, Набережная Тараса Шевченко, Западный порт, Сердце столицы, Верхние Мневники, Нижние Мневники. Кораблик будет преодолевать их за 52 минуты. "Долго слишком, - говорят потенциальные пассажиры, - на метро в разы быстрее".
Может быть, метро и быстрее, но до него нужно еще и добраться. А речной трамвай будет подходить практически к самому дому, идти никуда не придется: спустился на набережную - и поплыл в центр.
"С его запуском получится создать новые транспортные связи - причалы находятся в пешей доступности от станций метро, МЦК и остановок наземного транспорта. Маршрут проходит вдоль строящихся жилых комплексов и охватывает четыре района города: Хорошево-Мневники, Филевский парк, Пресненский, Дорогомилово", - пояснил заммэра.
Город собирается запустить корабли с той же периодичностью, что и поезда на МЦК: раз в 4-6 минут. Оплата - по "Тройке". Тарифы пока не озвучивают, но ранее высказывались точки зрения, что они должны стимулировать пассажиров к поездке, а не отталкивать от нее.
Для нового проекта купят абсолютно новые суда - парк речных трамвайчиков, курсирующих по реке, для этих целей не рассматривают.
ВШЭ в своем проекте разработала и предварительное техническое задание для подвижного состава. Кораблики должны вмещать около 100 человек (например, обычный автобус берет на борт 85), за час на каждом смогут прокатиться около 1500 пассажиров. И главное, корабли должны быть всепогодными и круглогодичными - ледового класса. "Это не совсем ледоколы, - поясняет заммэра, - они могут плавать зимой, у них усилена конструкция днища, могут проламывать лед определенной толщины. Москва-река промерзает не везде и, если будет постоянное движение, вряд ли замерзнет. Если же встанет большой лед, то можно вызвать ледокол, он проложит путь, и этого хватит еще на какое-то время".
Опыт круглогодичной навигации у Москвы уже есть - несколько лет назад одна из городских судоходных компаний закупила судна, которые курсируют по реке и зимой и летом. Их еще из ледяных торосов вызволять не приходилось.
Запуск проекта планируется на 2020-2021 годы. "Есть проблемы с состоянием причальной инфраструктуры, - говорит Максим Ликсутов. - Поэтому берем около трех лет, чтобы это все привести в достойный удобный вид. Где-то остановки надо приблизить к инфраструктуре. И к тому времени строящиеся жилые комплексы - Веллтон Парк, Береговой, Сердце столицы, Западный порт и много-много других объектов - примут жильцов".
За это время предстоит просчитать экономику проекта, пока что еще никто не может определенно сказать, во сколько он обойдется городу. Разработать проект трамвайчиков и разыграть их на конкурсе.
В Москве 8 сентября запустили сразу восемь новых автобусных маршрутов. Как сообщает портал мэра Москвы mos.ru, ежедневно ими будут пользоваться более 13 тысяч пассажиров. В частности, автобусы запустили от станции метро "Бульвар Рокоссовского", в Бутово, на Ленинском проспекте и т.д.
Аркадий Гершман, урбанист:
- Для нас это новый вид транспорта, пока сложно сказать что-то определенное по поводу перспектив. В России аналогичного опыта нет - даже в Петербурге нет регулярных городских маршрутов по воде. Кроме того, важно не только запустить корабли по воде, также необходима инфраструктура на берегу: подходы, зоны ожидания, терминалы, состыковка с наземным городским транспортом и так далее. Думаю, выводы о московских водных маршрутах можно будет делать через год-два работы.