В Москве запускают регулярный маршрут по Москве-реке

В 2020-2021 годах в Москве появится первый регулярный речной маршрут. По реке круглый год на кораблике можно будет добраться от Нижних Мневников до Киевского вокзала, рассказал журналистам заммэра по транспорту Максим Ликсутов. "РГ" выясняла подробности.

До вокзала на корабле

Столичные власти давно присматриваются к Москве-реке как еще к одной транспортной артерии, на которой можно было бы открыть маршрут для пассажиров. Река проходит через весь город, и в некоторых местах самый простой и быстрый способ попасть из точки А в точку Б - вплавь. Тем не менее дальше разговоров и туристических экскурсий дело не шло.

И вот, как рассказал Максим Ликсутов, Высшая школа экономики провела исследование и разработала техническое задание по организации регулярных речных перевозок. В качестве пилотного предложен маршрут - от Нижних Мневников до Киевского вокзала. Вдоль него по берегам реки строятся сразу несколько крупных жилых комплексов, проще всего добираться из которых в центр будет именно по воде.

Десять километров, семь остановок

Протяженность всего маршрута - около десяти километров. На нем предполагается семь остановок на уже существующих причалах: Киевский вокзал, Красная Пресня, Набережная Тараса Шевченко, Западный порт, Сердце столицы, Верхние Мневники, Нижние Мневники. Кораблик будет преодолевать их за 52 минуты. "Долго слишком, - говорят потенциальные пассажиры, - на метро в разы быстрее".

Может быть, метро и быстрее, но до него нужно еще и добраться. А речной трамвай будет подходить практически к самому дому, идти никуда не придется: спустился на набережную - и поплыл в центр.

"С его запуском получится создать новые транспортные связи - причалы находятся в пешей доступности от станций метро, МЦК и остановок наземного транспорта. Маршрут проходит вдоль строящихся жилых комплексов и охватывает четыре района города: Хорошево-Мневники, Филевский парк, Пресненский, Дорогомилово", - пояснил заммэра.

Город собирается запустить корабли с той же периодичностью, что и поезда на МЦК: раз в 4-6 минут. Оплата - по "Тройке". Тарифы пока не озвучивают, но ранее высказывались точки зрения, что они должны стимулировать пассажиров к поездке, а не отталкивать от нее.

На чем поплывем

Для нового проекта купят абсолютно новые суда - парк речных трамвайчиков, курсирующих по реке, для этих целей не рассматривают.

ВШЭ в своем проекте разработала и предварительное техническое задание для подвижного состава. Кораблики должны вмещать около 100 человек (например, обычный автобус берет на борт 85), за час на каждом смогут прокатиться около 1500 пассажиров. И главное, корабли должны быть всепогодными и круглогодичными - ледового класса. "Это не совсем ледоколы, - поясняет заммэра, - они могут плавать зимой, у них усилена конструкция днища, могут проламывать лед определенной толщины. Москва-река промерзает не везде и, если будет постоянное движение, вряд ли замерзнет. Если же встанет большой лед, то можно вызвать ледокол, он проложит путь, и этого хватит еще на какое-то время".

Опыт круглогодичной навигации у столицы уже есть, зимние речные прогулки пользуются большим спросом как у туристов, так и жителей Москвы

Опыт круглогодичной навигации у Москвы уже есть - несколько лет назад одна из городских судоходных компаний закупила судна, которые курсируют по реке и зимой и летом. Их еще из ледяных торосов вызволять не приходилось.

Когда поплывем

Запуск проекта планируется на 2020-2021 годы. "Есть проблемы с состоянием причальной инфраструктуры, - говорит Максим Ликсутов. - Поэтому берем около трех лет, чтобы это все привести в достойный удобный вид. Где-то остановки надо приблизить к инфраструктуре. И к тому времени строящиеся жилые комплексы - Веллтон Парк, Береговой, Сердце столицы, Западный порт и много-много других объектов - примут жильцов".

За это время предстоит просчитать экономику проекта, пока что еще никто не может определенно сказать, во сколько он обойдется городу. Разработать проект трамвайчиков и разыграть их на конкурсе.

Кстати

В Москве 8 сентября запустили сразу восемь новых автобусных маршрутов. Как сообщает портал мэра Москвы mos.ru, ежедневно ими будут пользоваться более 13 тысяч пассажиров. В частности, автобусы запустили от станции метро "Бульвар Рокоссовского", в Бутово, на Ленинском проспекте и т.д.

Экспертное мнение

Аркадий Гершман, урбанист:

- Для нас это новый вид транспорта, пока сложно сказать что-то определенное по поводу перспектив. В России аналогичного опыта нет - даже в Петербурге нет регулярных городских маршрутов по воде. Кроме того, важно не только запустить корабли по воде, также необходима инфраструктура на берегу: подходы, зоны ожидания, терминалы, состыковка с наземным городским транспортом и так далее. Думаю, выводы о московских водных маршрутах можно будет делать через год-два работы.