Реконструкция трассы "Дон" в Павловском районе идет не первый год. И местные жители, и те, кто проезжает здесь по пути в Москву или на юг, с нетерпением ждут, когда будут сданы участки на объездах Павловска и села Лосево, где традиционно возникают плотные заторы.
Недавно ход работ проверил глава Воронежской области Александр Гусев вместе с председателем ГК "Автодор" (в ее ведении находится федеральная магистраль) Сергеем Кельбахом. По словам последнего, строящийся четырехполосный участок длиной более 85 километров по плану должен быть полностью готов к декабрю 2020 года. Но работы идут с опережением графика, и фактически ввести этот платный отрезок в эксплуатацию можно будет в мае.
Расчетная скорость движения на автомагистрали составит 120 километров в час. На трассе появится 37 путепроводов и мостов, пять транспортных развязок и семь площадок для отдыха - останавливаться разрешат только там, а не в любом месте обочины, чтобы не мешать движению.
- Строящаяся дорога - первой технической категории, то есть высшей. Она рассчитана на трафик до 80 тысяч автомобилей в сутки. В этом году в районе Павловска было зафиксировано свыше сорока тысяч автомобилей в сутки, то есть мы делаем трассу с достаточно большим запасом, с перспективой, - отметил Сергей Кельбах. - Существующая дорога останется федеральной, по транспортно-эксплуатационным показателям она будет полностью соответствовать третьей категории. Мы начинаем строить в Лосеве пешеходный переход для обеспечения безопасного перемещения людей, за зиму его сделаем и будем следить за безопасностью альтернативного проезда.
Александр Гусев подчеркнул, что при строительстве новой трассы будут обязательно учтены интересы местных предпринимателей:
- Безусловно, будут появляться многофункциональные зоны, зоны торговли. Стационарные помещения для этого, наверное, останутся, потому что часть трафика будет идти через альтернативную дорогу - через Лосево и Павловск, а не в объезд. Существенно малый бизнес здесь не пострадает. Мы также рассматриваем возможность организации многофункциональной площадки для придорожной торговли в районе Верхнего Мамона.
Глава региона также подчеркнул, что движение по платному участку М-4 организуют таким образом, чтобы не создавать проблем для местных жителей. А пункт взимания платы будет работать в первую очередь на транзитный пассажирский и грузовой транспорт.
Тем временем в Воронежской области завершаются ремонтные работы 2018 года по приоритетному проекту "Безопасные и качественные дороги". Общее финансирование составило около 2,6 миллиарда рублей. Миллиард выделили из федерального бюджета, 1,592 миллиарда добавил регион, шесть миллионов изыскали в казне Воронежа. Для сравнения: в прошлом году затраты по данному проекту в области составили 2,060 миллиарда.
Как сообщил руководитель департамента транспорта и автомобильных дорог области Максим Оськин, для участия в приоритетном проекте была разработана двухлетняя программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Воронежской городской агломерации. В 2017-м по ней полностью заменили верхний слой асфальтобетона на 64 магистральных улицах общей протяженностью 157 километров, а на 60 участках автомобильных дорог регионального и местного значения в шести районах, прилегающих к столице Черноземья, были ликвидированы места концентрации ДТП. Иными словами, там установили дорожные знаки и ограждения, оборудовали остановки общественного транспорта.
В 2018-м планируется отремонтировать 136 километров полотна на ста улицах областного центра и 115 километров - на девяти дорогах регионального значения. Помимо этого, в Воронеже нужно установить два остановочных павильона и необходимые знаки по 18 адресам. По словам Максима Оськина, работы по реализации программы выполнены на 80 процентов.
Подрядчиков регулярно контролирует специальная выездная комиссия, за качеством ремонта следят независимые специализированные организации. Гарантийный срок на покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона - пять лет.
В августе был заключен дополнительный муниципальный контракт на 211 миллионов рублей для ремонта Московского проспекта - одной из ключевых магистралей Воронежа. Часть работ будет проведена и оплачена в текущем году, остальное доделают весной.
Как отметили в правительстве региона, ощутимый вклад в успешную реализацию программы вносят мероприятия на дорогах федерального значения, находящихся в доверительном управлении ГК "Автодор" и оперативном управлении местного филиала ФКУ "Упрдор "Москва - Харьков". Капремонт полотна и искусственных сооружений на участках этих трасс в границах Воронежской агломерации также идет по графику.
Глава региона Александр Гусев подчеркнул особую важность общественного наблюдения за дорожными работами.
- Понятно, что в связи с авариями на сетях мы не избежим ремонта подземных коммуникаций даже после завершения ремонта дорог. Но при проведении восстановительных мероприятий, к сожалению, нарушается такой показатель, как ровность полотна. Нужно усилить контроль за восстановлением асфальтового покрытия и уже на стадии выдачи разрешений на производственные и земляные работы сразу прописывать, какими материалами и по каким технологиям покрытие должно быть восстановлено, - уточнил Александр Гусев.
Чтобы улучшить дорожную ситуацию в областном центре, планируется также усовершенствовать систему управления потоками транспорта. "РГ" уже рассказывала о российско-японском проекте по установке "умных" светофоров, который был начат в прошлом году и в целом показал эффективность. Сейчас иностранная техника установлена на десяти перекрестках, в перспективе их число вырастет до 40. Александр Гусев обсудил эти намерения с заместителем министра земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии Фумихико Юки.
- Считаю проект удачным. Он идет не без сложностей, есть небольшие сбои в работе системы, но они точно устранимы, и специалисты заканчивают наладку, - сообщил по итогам встречи глава региона. - Будем тиражировать проект в местах концентрации сложностей дорожного движения на территории города.
Фумихико Юки, в свою очередь, заметил, что в Японии очень серьезно относятся к проблемам городской среды, считают важным опыт создания "умного" города в Воронеже и намерены по-прежнему поддерживать реализацию подобных проектов.
В разговоре с господином Юки были также затронуты и перспективы реновации кварталов старой застройки в Воронеже на основе транзитно-ориентированного проектирования. Этот проект подразумевает строительство системы рельсового транспорта. По поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева вопрос о воронежском метро внесен как постоянный для обсуждения на уровне российско-японской рабочей группы.
- Надеюсь, это даст дополнительный импульс к реализации столь масштабной инициативы. Важно будет найти правильную экономическую модель. Без системы господдержки проект метро неокупаем, но со стороны государства потребуются небольшие вложения в дополнение к тем, которые могут быть сделаны частными инвесторами (как российскими, так и зарубежными), - пояснил Александр Гусев.
Максим Оськин, руководитель департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области:
- Объем дорожного фонда региона на 2018 год составляет 10,4 миллиарда рублей - с учетом федеральных средств, поступивших по проекту "Безопасные и качественные дороги" на ремонт участков улиц в Воронеже и близлежащих районах (мы рассматриваем объекты в рамках агломерации, то есть в радиусе ста километров от областного центра). Два миллиарда выделено в виде субсидий муниципальным образованиям. На ремонт дорог областного значения заложено 1,3 миллиарда, чуть больше - на модернизацию инфраструктуры в Воронеже (например, сетей ливневой канализации). Отдельно учитываем 1,136 миллиарда, которые выделило ПАО "РЖД" на восстановление полотна в Кантемировском районе, где ранее велось строительство железнодорожной ветки. В августе мы отобрали подрядчиков для ремонта сельских дорог в нескольких районах. Это объекты, которые строились в 1960-1970-е годы: один слой асфальтобетона уложили, потом раз в 20 лет обновляли, а с начала девяностых и вовсе ограничивались поверхностной обработкой из-за нехватки средств. Теперь назрела необходимость привести сельские дороги в нормативное состояние. Мы стараемся планировать работы с учетом мнения автомобилистов.