Она является одной из основных магистралей региона, пронизывая всю республику с севера на юг. Ее общая протяженность почти 195 километров. Дорога проходит по территории семи районов Чувашской Республики - Чебоксарскому, Красноармейскому, Аликовскому, Вурнарскому, Шумерлинскому, Порецкому и Алатырскому, а также имеет выход в Ульяновскую и Нижегородскую области и Республику Мордовию. Кроме того, выходит на федеральные дороги: М-7 "Волга", Саранск - Ульяновск и на железную дорогу Москва - Казань.
История у магистрали богатая. Начиная с 1950 года на трассе Чебоксары - Сурское возводились железобетонные мосты и устраивалось твердое покрытие. На сегодня здесь имеется 19 мостовых сооружений. В 1960 году строилась и доводилась до нормативов третьей технической категории сама дорога. В 1980-м была завершена ее реконструкция.
Но когда выполнялся настоящий ремонт, уже никто толком и не помнит. Периодически ремонтировались отдельные участки в рамках содержания, то есть латались ямки большими и малыми картами. Последний большой ремонт проводился в 2010-2011 годах в Шумерлинском районе.
Между тем трасса достаточно загружена как легковым, так и грузовым транспортом. При этом доля грузового движения составляет 65-70 процентов. Особенно интенсивное движение на автодороге летом и осенью - в период сельскохозяйственных работ.
В нынешнем году дороге повезло, наряду с еще 75 дорожными объектами Чувашии она вошла в программу "Безопасные и качественные дороги".
- Благодаря участию региона в федеральном проекте, в котором состоят 38 агломераций Российской Федерации, в текущем году выполнен ремонт участка протяженностью 23 километра, проходящий по территории Чебоксарского района. Можно сказать, что дан старт реставрации крупной дорожной артерии региона. Планируем поэтапный ремонт всей дороги в последующие годы, - отмечает министр транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Владимир Иванов.
При этом, по оценке регионального министерства, чтобы отремонтировать всю трассу, необходимо порядка 4,5-5 миллиардов рублей.
Дорожный ремонт на 23-километровом участке ведет ООО "ДорТех", а заказчиком работ выступает КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии. Работы стоимостью порядка 140 миллионов рублей начались в мае этого года. К тому моменту участок автодороги находился в неудовлетворительном состоянии, имелись значительная колейность и многочисленные дефекты покрытия.
Работы велись практически беспрерывно, иногда даже со значительным опережением календарного графика.
- Ремонтируемый участок трассы связывает большое количество населенных пунктов республики, и потребность в нем очевидна, - подчеркивают представители регионального минтранса.
Согласно контракту, подрядчик должен был провести подготовительные работы (восстановление и закрепление трассы), уложить выравнивающий и верхний слой асфальта, укрепить обочины, отремонтировать остановки, привести барьерные ограждения в нормативное состояние. На сегодня все эти работы практически сделаны. Дорожникам осталось демонтировать временные знаки, установленные на период ремонтных работ. Взамен них появятся новые.
Качество работ проверит дорожная лаборатория, которая исследует качество как дорожного полотна, так и использованных материалов. Специалисты уверяют, что проведенные испытания отобранных на объекте проб подтверждают соответствие всем имеющимся техническим требованиям.
Отметим, что в проекте "Безопасные и качественные дороги" участвует четыре муниципалитета республики: Чебоксары, Новочебоксарск, Моргаушский и Чебоксарский районы. К концу сезона в Чебоксарской агломерации будет отремонтировано 73 дорожных объекта общей протяженностью 148,8 километра, на сумму 1,46 миллиарда рублей. Из них 730 миллионов составляют средства федерального бюджета, 611 миллионов рублей - республиканского и 120 миллионов - местных бюджетов. Общая же протяженность автомобильных дорог Чебоксарской агломерации составляет 920 километров.
Михаил Игнатьев, глава Чувашской Республики:
- За два года на дорожное хозяйство выделено 9,5 миллиарда рублей. Это огромные деньги, огромные инвестиции, которые должны работать на безопасность людей, на привлечение водителей и пешеходов к ответственности в случае нарушения правил дорожного движения. Республика преображается, хороших и качественных дорог становится больше. Одной из задач проекта "Безопасные и качественные дороги" является ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, и мы ее успешно выполняем.