Различные месторождения на территории Сибири массово стали обрабатывать с 30-х годов прошлого века, при этом не было понимания того, насколько серьезный вред природе могут нанести отвалы. И даже в 90-х годах ничего в этом смысле не изменилось. Месторождения иссякали, предприятия закрывались, переезжали на другое место, а огромное количество отходов добычи угля, золота или чего бы то ни было остаются на поверхности до сих пор. И спросить за них не с кого.
Для того чтобы минимизировать вред этих отвалов, нужны большие финансовые вложения, специальные госпрограммы, но средств на это в России не выделяется, в отличие от Канады или Германии, где давно осознали масштаб проблемы. У нас нет государственного заказа даже на технологии по обезвреживанию существующих отходов добычи. Как максимум, компании привлекают ученых перед стартом разработки месторождения, чтобы оценить возможный ущерб для экологии в будущем и получить рекомендации по предотвращению вреда. К примеру, недавно мы для одной из горнорудных компаний рассчитывали параметры защитного экрана, который должен обеспечить относительную безопасность почв и стоков на одном из готовящихся к разработке участков.
К сожалению, такие меры предпринимают лишь те предприятия, которые привлекают зарубежные капиталы, у западных банков такая диагностика стоит в обязательных условиях при получении средств. В нашей стране, видимо, все проще, деньги можно получить без каких-либо гарантий минимизации опасности отвалов. В то же время на территории Сибири есть населенные пункты, где концентрация вредных примесей в грунте и местных водоемах превышает максимальные мировые значения. Люди десятилетиями живут в районах отвалов, и это сказывается на их здоровье самым плачевным образом.
При обогащении руды широко применяются цианиды, которые нередко попадают в подземные воды. Почти во всех рудах, особенно в золотосодержащих и полиметаллических, присутствует мышьяк - канцероген первого класса опасности. В измельченной и отработанной руде химические процессы протекают гораздо быстрее, особенно при взаимодействии с воздухом, водой, катализаторами, которые используются в процессе обогащения. Эти процессы десятилетиями отравляют сибирскую почву, малые реки и подземные источники.