В Сибирском федеральном округе бессменным лидером по числу недостроев на протяжении многих лет остается Новосибирск. Однако последние события показывают, что здесь "технические решения" как раз найдены - в регионе наконец-то заработал принятый еще в 2015 году закон о масштабных инвестиционных проектах. В результате в ближайшее время получат квартиры первые 50 новосибирских семей из числа так называемых "безнадежных" обманутых дольщиков - они купили недвижимость в тех домах, которые сейчас уже нельзя достроить. Подобный опыт защиты этой категории граждан - первый для России.
Региональный закон о масштабных инвестиционных проектах позволяет без проведения торгов передавать в аренду застройщику перспективные участки земли под строительство. При этом 2,5 процента от всей возведенной жилплощади, а это минимум 10 тысяч квадратных метров, застройщик обязуется отдать обманутым дольщикам.
То, что закон дал первые результаты только спустя три года, с точки зрения экспертов вполне объяснимо. Застройщики отнюдь не выстраивались в очередь для получения участков по новому закону. Ведь помимо передачи части квартир в пользу обманутых ранее дольщиков, есть и другие, весьма жесткие требования. Например, компания должна передать 30 миллионов рублей на достройку "чужого" проблемного объекта, еще и таким образом посодействовав решению проблемы.
- Кроме того, застройщик должен зарекомендовать себя на рынке, сдав за последние два года неменее 20 тысяч квадратных метров жилья, - отметил председатель Новосибирской областной Ассоциации обманутых дольщиков и инвесторов Валерий Науменко. - Этим может похвастать далеко не каждая фирма, но таким образом закон избавляет от возможной передачи участков ненадежной компании, а то и "перекупам", которые просто торгуют землей.
Новосибирские власти надеются: темпы передачи квартир обманутым дольщикам в следующем году должны вырасти. Результат уже заметен, особенно в сравнении с другими регионами Сибири. Например, томскими законодателями год назад были приняты нормы, согласно которым компания, взявшаяся за достройку проблемного объекта, может рассчитывать на получение земельного участка в счет компенсации своих затрат. Но этот механизм до сих пор не заработал даже вполсилы: предлагаемая земля неинтересна бизнесу.
- Ранее мы предоставляли прямые бюджетные субсидии тем компаниям, которые брались за достройку. Но с каждым годом возможности бюджета сокращались, и в 2018-м на такие субсидии запланировано всего пятьдесят миллионов рублей. И, к сожалению, значительная часть предложенных муниципалитетом участков оказалась непривлекательна для застройщиков: какие-то не обеспечены инженерной инфраструктурой, где-то нет дорог и так далее, - пояснил заместитель губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто.
Владимир Якушев, министр строительства и ЖКХ РФ:
- Органы власти не обязаны отвечать за достройку проблемного объекта. Любой дольщик - это соинвестор, он должен понимать риски и быть готовым разделить их со строительной компанией. Добросовестный налогоплательщик может задать вопрос: почему его налоги должны идти не на благоустройство дворов, а на достройку жилья дольщика, который принял решение инвестировать в проект деньги добровольно? И тем не менее регионы по доброй воле включаются в решение проблем дольщиков.