13.09.2018 15:10

Ученые нашли в Якутии останки неизвестных саламандр

Петербургские ученые в составе международной группы исследователей обнаружили и описали ранее неизвестный вид древних саламандр. Результаты исследования опубликованы в журнале Acta Palaeontologica Polonica, сообщается на официальном сайте Санкт-Петербургского государственного университета.

Фрагменты костей, найденные у ручья Тээтэ в Сунтарском районе Якутии, старше 120 миллионов лет. Однако главная сенсация заключается в том, что кости оказались слишком "молодыми". Изначально считалось, что эти примитивные амфибии вымерли еще в юрском периоде - то есть, примерно 200 - 145 миллионов лет назад. Однако нынешняя сенсационная находка позволяет предположить, что древние саламандры дожили до мелового периода.

Как отмечают в СПбГУ, во времена динозавров исследуемые территории располагались близко к Северному полюсу, поэтому для палеонтологов они открывают окно в полярный мир мелового периода, о котором пока известно немногое. Одна из главных задач ученых - понять, отличалась ли местная фауна от той, которая обитала в более умеренных южных регионах.

- Нам удалось описать два новых рода примитивных млекопитающих с этой территории, - рассказывает доцент университета Павел Скучас. - Параллельно мы обнаружили несколько изолированных остатков, в том числе первый шейный позвонок крупной примитивной саламандры.

Саму саламандру уже окрестили - отныне она называется Kulgeriherpeton ultimum. Ее длина достигала 20-30 сантиметров. Она вела водный образ жизни и могла охотиться на водных насекомых, мелких рыб и, возможно, на других амфибий. Примечательно, что в современной якутской фауне живет и здравствует современный аналог древней саламандры - сибирский углозуб. Он спокойно переносит суровые сибирские морозы до -60 градусов, равно как и 30-градусную жару.