Лучшим режиссером выбран Михаил Поляков. Именно он снял пилот сериала "90-е. Весело и громко". Достоинством этого проекта можно назвать то, что сериал действительно вызывает ностальгию по яркому и свободному времени, юмор, а также гармоничность и выстроенность серии. По сюжету несколько людей в одно время оказываются в одном месте - ресторане "Бомбей", которым владеет "малиновый пиджак" (Ян Цапник). Парочка гитаристов (один из них - Аристарх Венес), барабанщик - бывший афганец (Роман Курцын), студентка отделения академического вокала (Стася Милославская) и ее преподаватель. Всем нужны деньги, чтобы выжить. И эти "случайные знакомые" спонтанно образуют музыкальную группу. Сериал вскоре выйдет на канале СТС.
Награда за лучший сценарий вручена Илье Куликову - в сериале "Учителя" канала "ТВ-3" он и сценарист, и режиссер. Приз "Пилота" пополнил копилку призов Куликова. Все, кто хоть немного знаком с сериальным движением у нас в стране и не только, знают: он - мастер. Сериал "Учителя" рассказывает о коррумпированном чиновнике - замминистра образования (в этой роли Владимир Вдовиченков) и его двух дочерях: реалистке (Анна Котова) и идеалистке (Ирина Старшенбаум).
Лучшим продюсером назван Александр Цекало. На фестивале было представлено сразу несколько его проектов - "Русалки" (делается в партнерстве с "Амедиа"), "Алиби". Первенство Цекало - бесспорно, он многое сделал для новейшей истории сериалов в России, но приятно, что на фестивале громко прозвучали и другие продюсерские имена: Вячеслав Муругов, Нелли Яралова, Валерий Федорович и Евгений Никишов, Алексей Моисеев, Эдуард Илоян, Валерий Тодоровский и так далее.
Лучшая актриса, по мнению жюри "Пилота" - Елизавета Боярская. Действительно, актриса стильно сыграла следователя из хорошей семьи в сериале "Ворона" (проект канала НТВ).
Лучшим артистом стал Юрий Стоянов. Неожиданно он сыграл упыря - главу клана - в сериале "Вампиры средней полосы", и это получилось у него так, что любые "Сумерки" позавидуют. Сериал выйдет на канале "Супер".
В целом же фестиваль показал подъем сериалов в целом и разнообразие жанров в этом направлении в частности. Но предоставим слово члену жюри Александре Модестовой - официальному представителю международных рынков аудиовизуального контента в России и странах СНГ, которая прокомментировала награды "Пилота" для "РГ":
"С международной точки зрения мне приятно видеть изменения в подходе к пилотам. Потому что пилотная серия - это самый главный инструмент для продажи продукта. Если пилот не насыщен событиями, не представлен персонажами, и в нем нет крючка, который цепляет зрителя, он не заинтересует покупателя на международном рынке и можно считать, что деньги потрачены понапрасну. И мне приятно видеть, что в целом все проекты, представленные в конкурсной программе, не допускают этой ошибки и представляют жанр сериала самым наилучшим образом. В России научились делать заявочные серии. С разной степенью успешности, но должна сказать, что я бы в каждом сериале из программы "Пилота" посмотрела вторую серию.
Приятно увидеть новые лица - молодых интересных актрис и актеров, которых дальше расхватывают и они из малоизвестных становятся очень популярными. И отрадно отметить артистов в нетрадиционных амплуа. Мы отметили Юрия Стоянова в привычном для него юмористическом амплуа. Но были и другие варианты - Владимир Вдовиченко убедительно сыграл чиновника и отца двух дочерей. Для него переход из амплуа героя-любовника в более сложную роль оказался хорошим.
Что касается сериала "90-е. Весело и громко". Жюри узнало результаты зрительского голосования уже на церемонии награждения. И они совпали с нашим решением. И это означает, что члены жюри, среди которых представители нескольких крупнейших в России онлайн-платформ, а также одной из ведущих интернет-компаний хорошо знают и чувствуют зрителя. И приз за лучшую режиссуру в некоторой степени является знаком равенства с выбором зрителей. Это также означает, что интернет-платформы хорошо изучили вкусы аудитории. Никто из нас не задействован в производстве, но все имеют отношение к дистрибуции контента".
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"