Новости

16.09.2018 20:35
Рубрика: Общество

Черная дыра

Кто сделал отверстие в обшивке корабля "Союз МС-09"?
Специалисты "Роскосмоса" продолжают расследование причин появления в обшивке корабля "Союз МС-09" отверстия, через которое на МКС начал "утекать" воздух. Напомним, в ночь на 30 августа на станции возникла нештатная ситуация: в корпусе пристыкованного корабля "Союз МС-09" обнаружили микропробоину диаметром 2 мм. Космонавты компенсировали потерю давления наддувом воздуха из баков пристыкованного космического грузовика "Прогресс". Отверстие заделали герметиком - в несколько слоев.
Пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-09". Фото: Алексей Филиппов/ РИА Новости Пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-09". Фото: Алексей Филиппов/ РИА Новости
Пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-09". Фото: Алексей Филиппов/ РИА Новости

Так кто проделал дыру в космическом корабле? Версий в СМИ множество - от производственного брака до повреждения микрометеоритом и даже саботажа в космосе. Якобы дыра была сделана американскими астронавтами, чтобы скорее отправить на Землю одного из заболевших коллег и не платить за новый корабль.

Серьезные эксперты уже обозвали весь этот вал слухов вакханалией и театром абсурда. А в "Роскосмосе" попросили представителей СМИ воздержаться от публикации непроверенной информации.

Между тем, ситуацию с утечкой на МКС из-за дыры в обшивке корабля "Союз МС-09" обсудили глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин и глава NASA Джим Брайденстайн. Руководители космических агентств отметили циркулирующие в СМИ спекуляции в отношении возможных причин происшествия и договорились воздерживаться от каких-либо предварительных выводов до окончательного завершения расследования. Как сообщили в "Роскосмосе", стороны подтвердили необходимость дальнейшего тесного взаимодействия между техническими экспертами российской госкорпорации и NASA по идентификации и ликвидации причин утечки воздуха. Также отмечена необходимость продолжения плановых работ на МКС и постоянного содействия со стороны NASA расследованию ЧП на корабле "Союз МС-09".

Кроме того, Дмитрий Рогозин и Джим Брайденстайн подтвердили нацеленность всего экипажа МКС на безопасную эксплуатацию станции и пристыкованных к ней кораблей. Космонавт Сергей Прокопьев, работающий сейчас на орбите, заснял на видео то самое место, где была обнаружена утечка воздуха. "Не волнуйтесь, у нас все в порядке. Мы в том самом бытовом отсеке , где было зафиксировано падение давления воздуха. Как видите, здесь спокойно находимся без скафандров. Никто дырку пальцем не затыкает", - рассказал он

А руководители "Роскосмоса" и NASA договорились лично встретиться на космодроме Байконур 10 октября: сейчас к полету на МКС готовятся российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг...

Космонавты могут совершить два внеплановых выхода в открытый космос, чтобы обследовать корабль "Союз"

Надо сказать, что расследование космических ЧП всегда велось по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие. В российской космонавтике уже были громкие провалы по вине человеческого фактора. Так, в декабре 2010 года в Тихий океан упали сразу три спутника "Глонасс-М". Тогда комиссия выяснила, что в разгонный блок по ошибке залили 1,5 тонны лишнего топлива. Особый резонанс имела авария "Протона-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" 2 июля 2013 года - три из шести датчиков оказались поставлены "вверх ногами". В декабре 2016 года был потерян космический грузовик "Прогресс МС-04": производственный дефект проявился в полете. После этого на завод отозвали все двигатели второй и третьей ступени ракет "Протон-М".

Как бы там ни было, но, по словам Дмитрия Рогозина, нынешняя ситуация оказалась намного сложнее, чем предполагалось ранее. К расследованию инцидента привлечены "компетентные органы". Сроки работ не установлены: прежде всего интересует истина.

Как считают многие аналитики, наши космические неудачи - следствие разрушения той мощной структуры, которая была в свое время создана для развития отечественной космической программы. Вспомним: на "Буран" работали полторы тысячи предприятий 72 министерств и ведомств. И это на один космический аппарат!

В свое время были брошены все силы на создание своей элементной базы. "Помню, для орбитальной станции "Алмаз" надо было изготовить девять баков, - рассказывал один из специалистов. - Изготовили двенадцать! Все дублировалось. И это сказывалось на качестве. Когда-то мы запускали по 100-110 космических аппаратов в год. У американцев наши технологии вызывали зависть".

Кстати, не исключено, что российские космонавты в ноябре-декабре могут совершить два внеплановых выхода в открытый космос, чтобы обследовать поверхность корабля "Союз" на наличие внешних повреждений.

Между тем

Турист может облететь спутник Земли уже в будущем году

Сегодня SpaceX должна назвать имя первого космического туриста, которого она отправит в полет вокруг Луны. Это первое соглашение, подписанное частной компанией американского бизнесмена Илона Маска. По планам NASA полет намечен на 2019 год. Он должен быть осуществлен на пилотируемой версии корабля Dragon, а "забросит" его в космос ракета Big Falcon Rocket. Правда, она еще создается. В феврале прошлого года компания утверждала, что уже отобрала двух "лунных" туристов. Возможно, на BFR полетит один из тех, с которыми уже тогда была договоренность. По словам Маска, путешествие вокруг Луны займет около недели. В планах выйти на орбиту, облететь Луну и вернуться. Туристы уже якобы "раскошелились", внеся основную часть суммы. Однако во сколько обошлась путевка, пока неясно.

Об облете Луны, в том числе с туристами, думают и российские специалисты. Некоторое время назад прошла информация, что к 2021-2022 году такую услугу на международном рынке готова предоставить РКК "Энергия". Сообщались и подробности: в полете будет использована двухпусковая схема, когда одним запуском на орбиту выводится корабль "Союз", а вторым - разгонный блок ДМ с дополнительным герметичным отсеком. Они стыкуются, далее блок ДМ обеспечивает импульс для облета Луны. Топливо корабля "Союз" используют для коррекции баллистической траектории. Как говорят наши инженеры, в принципе уже решены вопросы радиационной защиты и модернизации кораблей: "нужна более мощная теплозащита, дальняя радиосвязь, управление спуском в атмосфере со второй космической скоростью и соответствующие изменения в ряде других систем".

Надо сказать, что компания Space Adventures, организатор туристических полетов на российских космических кораблях, начала искать клиентов для полетов к Луне еще семь лет назад. Тогда стоимость билета составляла $150 млн, но потом цена cнизилась до $120 млн. Сообщалось о восьми потенциальных туристах. Среди них назывался и создатель "Титаника" Джеймс Кэмерон.

Общество Космос
Добавьте RG.RU 
в избранные источники