"С начала ХХ века средняя температура на Земле выросла примерно на 1 градус, - уточнил синоптик. - Это следствие развития цивилизации, эффект парниковых газов. Пока ничего страшного нам не грозит. Но вот если за столетие температура повысится на 5 градусов, то это уже может привести к таянию льдов. И, соответственно, к глобальным изменениям климата".
Вильфанд напоминает, что климат на планете меняется вследствие двух факторов - природного и антропогенного, то есть деятельности человека.
Оценки, которые дают ученые, однозначны: антропогенного воздействие превалирует. И если природные факторы действуют как в сторону потепления, так и похолодания, то антропогенный только в сторону потепления. "Есть несколько сценариев, насколько к концу нынешнего столетия увеличится количество молекул парниковых газов на миллион молекул воздуха - от жесткого до мягкого, - рассказывает Роман Вильфанд.- Если увеличение произойдет стремительно - на 30-40 процентов, то сработает жесткий сценарий.
Иными словами, к концу века средняя температура на планете, в том числе и на территории России, действительно, может увеличиться на 5 градусов. Это произойдет примерно к 2087 году".
Мягкий же сценарий, по словам синоптика, связан с теми мерами, которые человечество предпримет, чтобы предотвратить стремительное увеличение концентрации в атмосфере парниковых газов. Именно для этого, напоминает Вильфанд, в декабре 2015 года было принято Парижское соглашение, по которому каждая подписавшая его сторона обязуется уменьшить выбросы парниковых газов. "Россия заявила, что к 2030 году выбросы парниковых газов будут на 30 процентов меньше, чем в 1990 году прошлого века", - уточняет Вильфанд. К сожалению, один из лидеров по количеству выбросов в атмосферу - Соединенные Штаты Америки - вышли из этого соглашения.
Мягкий сценарий предполагает, что повышение средней температуры на Земле не должно превысить 1,5-2 градусов. Но это не принесет губительных последствий.
В отличие от жесткого сценария. Его последствия, как рассказывает синоптик, - это повышение уровня воды, увеличение жарких и засушливых периодов, как, например, таких, которые наблюдались в этом году в Западной Европе, Японии, Скандинавии, где температура воздуха превышала 30-градусную отметку довольно длительное время. И это будет очень негативно сказываться как на состоянии людей, так и на экономике.
"Климат очень сильно изменится, - уточняет Роман Вильфанд.- Пальмы, конечно, в Москве не вырастут, но зимы станут существенно мягче. И летние периоды станут намного жарче. Человек адаптировался к изменению давления, но человек, живущий в умеренных широтах, с трудом адаптируется к повышению температуры. Представьте, если в Москве будет такая же температура, как в Ставрополье? Там 35-градусные температуры привычны. А если в Москве температура достигает 30 градусов - это уже опасное явление".
Казалось бы, если зимы станут мягче, то это должно снизить нагрузку на энергетику. На самом деле ничего подобного. Существенно увеличится количество потребляемой энергии летом за счет увеличения расходов на охлаждение помещений.
"Если жесткий сценарий реализуется, то начнутся очень серьезные проблемы на азиатской территории России. Это от Урала до Дальнего Востока, - продолжает Вильфанд.- Ведь 60 процентов нашей страны заняты вечной мерзлотой. И там все дома, производственные учреждения, нефте- и газопроводы построены именно на льду. Там нет фундамента. Им как раз и является вечная мерзлота. Представляете, что начнется, если лед станет подтаивать! Все будет разрушаться". С таянием льдов большие изменения произойдут в Северном Ледовитом океане.
А в южных регионах существенно уменьшится количество осадков. Если будет резкой потепление может исчезнуть гумус, который является главным компонентом чернозема. Как следствие - засуха и неурожаи, экономические потери. А ведь именно там самые густонаселенные регионы нашей страны.
Тем не менее, синоптик считает, что не стоит драматизировать ситуацию, а пока есть время, надо адаптироваться к изменению климата. "Например, минстрой должен думать над тем, как делать фундаменты, если вечная мерзлота перестанет быть основой.
Нужно адаптироваться к тому, что появятся новые вирусы, инфекции, которые не характерны для умеренных и высоких широт", - считает Вильфанд. И добавляет, что нужна совместная заинтересованность в решении проблемы глобального потепления со стороны всех структур, так как нет независимых от климата отраслей не существует.