Радзиховский: Результаты довыборов в Думу - точный социологический опрос

Как известно, 9 сентября прошел Единый день голосования. Разные выборы состоялись в 80 субъектах Федерации (из 85).

Выбирали: глав 26 субъектов; 7 депутатов Госдумы взамен выбывших; в 16 субъектах - местные парламенты (заксобрания); в 4 - глав административных центров (мэров; выборы мэра Москвы приравнены к выборам главы субъекта Федерации); 12 городских Дум. В некоторых субъектах (скажем, в Кемеровской, Саратовской областях и т.д.) прошло сразу несколько выборов. Всего по стране "в забеге" участвовало 23 100 кандидатов.

Понятно, что наибольшее внимание людей, интересующихся политикой, вызвали выборы глав регионов. Это и "по жизни" довольно важно для местных жителей. Самая высокая явка была по традиции в Кемеровской области - больше 70%, самая низкая - в Новосибирской - 29,4%. Везде избраны действующие главы регионов. Правда, случилась небольшая сенсация - как известно, в 4 регионах возникла необходимость провести второй тур. Такого долго не бывало. Впрочем, по предположениям экспертов, в итоге все останется как есть, разве что в одном регионе (называть его, естественно, некорректно), может быть, сменится руководитель.

Показательны результаты довыборов в Думу. Прежде всего - перед нами наиболее точный социологический опрос.

Что же мы видим?

По разным причинам выбыли 7 депутатов - 6 от ЕР, 1 - от ЛДПР. ЕР выставила кандидатов только по 5 округам, среди них внук Е.М.Примакова - журналист Евгений (Сандро) Примаков, и журналист А.Хинштейн (уже был депутатом в 2003-2016).

Но дело не в персоналиях. В конце концов 7 депутатов ни на что не влияют в Думе. А вот градусник настроений избирателей таков. Во всех округах, где баллотировались кандидаты ЕР, они уверенно победили, а в целом набрали по всем 5 округам 51,2% участников голосования. В 2016-м на выборах в Думу ЕР по партийным спискам получила 54,2%, по одномандатным округам - 48,4% голосов. Так что опросы опросами, а результаты голосования практически такие же, как два года назад.

Наибольшее внимание людей, интересующихся политикой, вызвали выборы глав регионов

Как выглядит общепартийное полотно?

Ну, на данных конкретных выборах в Думу прошли депутат от ЛДПР и от КПРФ - в тех округах, где ЕР им "очистило поляну". Легко понять, что это был результат межпартийного соглашения, что является обычной практикой на выборах.

Если взять Заксобрания регионов, то там избраны 472 депутата от ЕР (62,5%), 160 от КПРФ (ок. 21%), 73 от ЛДПР (ок. 9,5%) и 50 от СР (6,6%). В Госдуме расклад несколько иной (ЕР - 75% депутатов, КПРФ - 9,5%, ЛДПР - 8,8%, СР - 5%). Но это связано прежде всего с тем, что фракции в ЗС и ГД формируются по разным правилам.

Вообще же "партийная Россия" смотрится так. В стране всего официально зарегистрировано 64 партии, имеющих право участвовать в выборах. В том числе 14 партий могут это делать без сбора подписей. Похоже, что большинство партий существуют "для отчета" - во всяком случае в выборах в Думу в 2016-м участвовали как раз 14 партий, а 9 сентября по одномандатным округам в Думу выставили кандидатов лишь 7 партий. Кроме четырех "системных партий" никто в ГД ни тогда, ни сейчас не прошел, а это для них имеет принципиальное значение. Выпасть из "думского гнезда" можно (Яблоко, СПС), а вот вернуться в рамках существующей Системы - практически невозможно. Парламентская партия представлена в ТВ, в ней можно сделать карьеру (соответственно, туда могут идти более-менее активные люди), у нее есть оргвозможности. Внепарламентская партия всего этого практически лишена. Так обстоит дело во всем Мире - в США, скажем, список партий, заседающих в конгрессе, не меняется веками. Поэтому такой сенсацией становится ситуация, когда в парламент прорывается партия, ранее в нем не представленная ("Альтернатива для Германии"). Правда, бывают страны и с нестабильной партсистемой (Италия в последнее время).

Нашу партийную систему называют "полуторапартийной" - это очевидное обстоятельство бросается в глаза, если смотреть состав ГД, СФ, список губернаторов, местных ЗС. Эта система устойчиво воспроизводится на каждых выборах. Точно так же очевидно, что наша политическая Система не запрограммирована на голосование с непредсказуемым итогом - это тоже вполне очевидно, при выборах подавляющего большинства депутатов или глав регионов. Например, тот же второй тур считается "сенсацией" или даже "ЧП".

В стране всего официально зарегистрировано 64 партии, имеющих право участвовать в выборах

Между тем в действительности это скорее относится к эстетическим характеристикам, к традициям Системы - но не к ее реальному политическому или административному содержанию, функционированию. Запас прочности Системы гораздо больше - он, вообще говоря, мало связан с партийной принадлежностью главы того или иного региона и довольно устойчив даже по отношению к составу Думы.

Например, в Смоленской области губернатор - член ЛДПР, в Иркутской и Орловской - члены КПРФ. И - что? Да ничего. Они точно такие же лояльные чиновники, точно так же выполняют распоряжения и установки правительства, АП, иных ведомств, как их коллеги из ЕР. Никакой практической (административной или политической) разницы тут нет. Единственные выборы, на которых конкуренция с непредсказуемым результатом могла бы и правда привести к реальному кризису Системы, к "опасности раскола", - конечно, выборы Главы Государства, который является "несущей осью", персонификацией самой Вертикали, ее волевым и содержательным Центром.