17.09.2018 14:05
    Поделиться

    Первый в стране театр марионеток отметит 100-летие

    Петербургский Театр марионеток имени Деммени отметит в этом году 100-летие. Этой дате будет посвящен весь сезон.

    - Это будет не "праздник одного дня" - как обычно празднуют день образования театра или первого поднятия занавеса. Мы решили весь сезон, каждый месяц сделать юбилейным. Так много у нас будет событий - и хочется подарить их зрителям, украсить жизнь нашего города, - сказала директор театра Наталия Лунева.

    Сезон открылся празднично. Сначала состоялось театрализованное открытие обновленного входа в театр (фасад со стороны Невского отремонтирован). Потом показали премьеру для самых маленьких зрителей (3-4 лет) - "Книгу чудес" в режиссуре Алексея Уставщикова. И еще сказку "Золушка", премьеру прошлого сезона.

    Праздник для всех

    С 25 по 28 октября пройдут гастроли театра в Москве. В столицу привезут три красивые марионеточные постановки: спектакль-легенду "Гулливер (в прошлом сезоне отметили 90-летие спектакля!), сказку для детей и родителей "Любовь к трем апельсинам" по пьесе Карло Гоцци и недавнюю премьеру "Золушка", спектакль Эдуарда Гайдая в оформлении известного художника Владимира Фирера.

    В ноябре в залах Шереметевского дворца откроется ретроспективная выставка "100 лет Театру Деммени. Впервые в России и Европе". А в окнах фасада здания театра появятся видеоинсталляции с использованием исторического материала.

    1 декабря день подписания декрета о создании театра и по традиции - праздник для многодетных семей Санкт-Петербурга, с сюрпризами, угощением.

    Будут выпущены книга и юбилейный буклет. Сейчас снимают телевизионный фильм о театре Деммени.

    На 22 декабря запланирована премьера "Спящая красавица", в основе спектакля Эдуарда Гайдая либретто знаменитого балета Мариуса Петипа по сказке Шарля Перро. Музыка Чайковского. Художник, как и в "Золушке" - Владимир Фирер, "яркий, праздничный", по словам главного режиссера.

    Декабрь - январь - новогодние представления для детей у елки.

    В феврале 2019 года - 90-летие музыкального спектакля "Куклы и клоуны", долгожителя театра. Цирковое представление в марионетках поставили Эдуард Гайдай и Никита Охочинский (прообраз представления был создан в 1919 году основателем театра Евгением Деммени). В нем использованы уникальные куклы на нитях из постановок 20-х, 30-х и 70-х годов, самые известные номера прошлых лет, а также современные.

    13 марта отметят день рождения Евгения Деммени.

    12 апреля отпразднуют День первого поднятия занавеса, будет праздничный юбилейный вечер, посвященный 100-летию театра - для театрального сообщества, друзей и коллег. Символ юбилея - Петрушка, одна из любимых кукол Деммени, герой первого представления его театра. Поскольку 12 апреля - День космонавтики, то, как сказала Наталия Лунева, "уже идут переговоры о совместном проекте с космонавтами. Это будет сюрпризом для всех!".

    Завершится юбилейный сезон в июне 2019 года. В это время в Петербурге будет проходить международный фестиваль театров кукол "КУКАРТ", который посвятят 100-летию театра Деммени.

    О труппе Деммени

    На пресс-конференции Наталия Лунева (к слову - ученица Георгия Товстоногова, руководит театром Деммени уже 42 года) сообщила, что пять поколений зрителей выросло на спектаклях знаменитого Театра марионеток.

    - В наш театр маленькие зрители приходят впервые в жизни. Чувствуем ответственность - как мы встретим малыша, так он в дальнейшем или станет театральным зрителем, или ему будет не интересно, не комфортно в театре, - подчеркнула Наталия Лунева.

    Не существует фабрик, где изготавливают кукол для сцены. Это все ручная работа, произведения искусства в единственном экземпляре. И современные, и тем более - уникальные исторические, созданные в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы при Деммени замечательными мастерами, имеющие бесспорную художественную ценность. Петербургские марионетки постоянно ездят на гастроли со спектаклями, на выставки, практически весь мир знает, видел их.

    Главный режиссер Эдуард Гайдай рассказал, что в труппе 16 артистов. В основном это выпускники петербургского театрального института (РГИСИ), но есть и из других городов - Екатеринбурга, Иркутска.

    Народная артистка России Фаина Костина - ученица выдающегося режиссера Евгения Деммени, корифея российского кукольного театра, 58 лет служит в легендарной труппе. Писатель Эдуард Успенский, автор книги "Крокодил Гена и его друзья", очень любил ленинградский спектакль "Чебурашка", в одном из них даже исполнил роль Ведущего. Молодую актрису Фаину Костину он окрестил "первым Чебурашкой Советского Союза". Чебурашка появился в ленинградском театре на Невском проспекте раньше, чем в ставшем знаменитым мультфильме. Титул прижился. Уникальная актриса рассказала об истории театра, о тех, кто стоял у истоков в 1918 году (группа петроградских художников во главе с Любовью Шапориной-Яковлевой), о Деммени, с которым ей довелось работать около десяти лет.

    - Евгений Деммени с детства был очарован куклами. Когда ему было 5 лет, мама возила его в Париж, где он впервые увидел кукольный театр, Петрушку, и полюбил его на всю жизнь. В 1923 году Деммени купил сундук с куклами. Он увидел это чудо в витрине "Магазина случайных вещей" (так раньше называлась комиссионка), прогуливаясь по Невскому проспекту. 18 французских кукол - персонажи театра "Гиньоль". Сундук с куклами он принес своим кружковцам в клуб, где вел занятия драматического кружка с молодыми рабочими. Вдохновившись идеей Евгения Сергеевича о создании кукольного театра, кружковцы сделали в 1924 году первый спектакль - "Арлекинада". Его увидел Брянцев, основатель и руководитель Театра юных зрителей, и написал Деммени письмо: "Вы стоите на пороге очень интересного дела, не бросайте его"…

    Исторические факты

    Гордость театра Деммени - уникальная история, именно здесь многое происходило впервые:

    - первый профессиональный театр кукол России

    - первые на российской "кукольной" сцене постановки произведений мировой классической литературы: Пушкина,  Гоголя, Чехова, Некрасова, Маяковского, Сервантеса,  Свифта, Шекспира, Мольера, Франса и других. Свои первые пьесы писали для театра Деммени Евгений Шварц и Самуил Маршак

    - первый в Европе игровой кукольный фильм "Макс и Мориц" (1928)

    - первый в России телевизионный кукольный спектакль "Школяр в раю" (1934)

    - первые в России учебные курсы для режиссеров, актеров, художников театра кукол (1930)

    - первый выезд российских кукольников за рубеж (Париж, международная выставка, 1928)

    - первая среди российских кукольников награда - Серебряная медаль международной выставки в Брюсселе за художественную выразительность представленных кукол (1958)

    - первые опыты куклотерапии с пациентами Детского ортопедического института имени профессора Г.И. Турнера (1934)

    - первое почетное звание "Заслуженный артист РФ" среди кукольников было присвоено Евгению Деммени, актрисе Вере Форштедт и актеру Виталию Ильину

    - Евгений Деммени около полувека руководил театром. При его участии были созданы театры кукол в 11 городах России и ближнего зарубежья (в Нижнем Новгороде, Свердловске, Харькове, Одессе и других городах)

    - при активном содействии театра Деммени был создан Театр марионеток Резо Габриадзе в Тбилиси (1981)

    Прямая речь

    Фаина Костина, народная артистка России:

    - Кто приходил к Евгению Сергеевичу Деммени, сразу влюблялся в его театр. Так случилось и со мной. Я металась, не знала, чем заниматься - то ли спортом, то ли живописью, пойти учиться в Мухинское училище или в технологический институт (мама была химиком). И попала на просмотр в театр. Это было просто как приключение. Прошла по театру, мне понравился запах дерева, свет от фонарей. Увидела чудесных людей: все здоровались со мной, внимательно смотрели на меня, улыбались! Я, 20-летняя, чувствовала себя избранной! Это был счастливый случай. И он решил мою судьбу. Подумала: если меня возьмут, никуда отсюда не уйду.

    Первая моя роль - Заяц по имени Чок. Он выскакивал на ширму, пел песню и при этом дрожал. Эпизод. И первые аплодисменты - это меня потрясло, всю ночь потом не могла заснуть.

    В первый год я ввелась почти в весь репертуар. Играла Редиску, симпатичную подружку Чиполлино, а через полгода - самого Чиполлино. Вскоре Евгений Сергеевич дал мне Красного лилипута в "Гулливере", уже марионетку, куклу сложную, требующую особого подхода… Вот так и работаю в театре почти 60 лет, никуда не ушла.

    Поделиться