В Екатеринбурге прошла презентация издания "Страсти по праву"

В Екатеринбурге презентовали очерки председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству доктора юридических наук Павла Крашенинникова о законодательстве времен военного коммунизма и НЭПа - "Страсти по праву. Очерки о праве военного коммунизма и советском праве. 1917-1938". На встрече с автором книги в Ельцин-центре собрался практически весь юридический бомонд Среднего Урала.

- 2018 год - год юбилеев: сто лет на днях исполнилось постановлению Совнаркома о "Красном терроре", сто лет Трудовому и Семейному кодексам. Что удалось большевикам из того, что они провозглашали в 1917-м? Внедрить в массовое сознание ненависть к классовым врагам, интернационализм, героический и бескорыстный труд, отменить свободу передвижения и частную собственность. Не удалось ликвидировать государство, семью и право - последнее стало называться советским, - рассказал Павел Крашенинников.

Особенность очерков в том, что законодательство тех лет описывается сквозь призму исторических событий (коллективизация, НЭП, репрессии и проч.), для чего пришлось проанализировать огромное количество архивных документов, декретов, судебных решений, а также сквозь призму конкретных личностей, заложивших основы социалистической правовой системы. Каждый из них - очень непростой исторический персонаж, классическое юридическое образование и искренняя вера в то, что можно перевернуть всю жизнь, нередко сочетается с жестокостью.

Законодательство тех лет описывается сквозь призму исторических событий

На вопрос публики, планируется ли продолжение исторических исследований, он ответил: "Я бы очень хотел. Ведь многие ошибки в правовых актах можно предотвратить, зная, что кто-то когда-то их уже совершил".

- Книга интересна и для профессионалов, и для обычных читателей, потому что право рассматривается в контексте происходивших в стране событий, состояния экономики, идеологии, образования, - считает профессор, завкафедрой гражданского права УрГЮУ Бронислав Гонгало. - Очерки довольно объективные. Раньше в таком ракурсе право не рассматривалось.