18.09.2018 10:16
    Поделиться

    Как соцсети победили художественную литературу

    Социологи выяснили, что читают россияне
    Большинство россиян чаще читают новости в социальных сетях и в СМИ, чем художественные книги. В читательских предпочтениях разобрался ВЦИОМ.

    Но разрыв минимальный. На вопрос, что вы читали за последнюю неделю, по 39 процентов опрошенных честно признались: новости в социальных сетях и в СМИ. Вариант "художественную литературу" выбрал каждый третий (34 процента), и 30 процентов - профессиональную и научную литературу.

    Самыми активными читателями оказались молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Именно они главные потребители новостей в соцсетях и блогах (56 процентов). В отличие от более консервативного старшего поколения, которое привычно доверяет традиционным СМИ (43 процента). Также молодые люди доказали, что и книг они читают больше (38 процентов против 32 в старшей возрастной группе).

    Отличились и жители крупных мегаполисов, которые чаще читают художественные тексты и обращаются к научно-познавательной литературе. Лидирует, конечно, Москва (каждый второй житель), но другие города-миллионники отстают не сильно (около 40 процентов).

    Социологи обратили внимание на гендерные различия в предпочтениях россиян. Среди женщин популярна художественная литература, а среди мужчин - научная.

    - В процентном соотношении разница между чтением социальных сетей и книг небольшая, но списать это на погрешность (2,5 процента) не получится, - объясняет "РГ" руководитель департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов. - Так что россияне действительно уделяют больше внимания чтению сообщений в интернете. Другой вопрос, сколько времени они на это тратят. Думаю, это станет темой одного из наших будущих исследований.

    По словам эксперта, ВЦИОМ впервые попробовал выяснить, какие источники именно текстовой информации наиболее популярны, поэтому в одном списке оказались блоги, онлайн-новости и научные книги.

    В том, что самой читающей оказалась молодежь, по его мнению, нет ничего удивительного.

    - Главная причина - новый тип информационного потребления, который можно назвать "субъектным", когда человек сам формирует запрос на тексты для чтения исходя из собственных текущих интересов и получает на них легкий и быстрый ответ. Это наилучшим образом обеспечивают социальные медиа и блогосфера.

    Стабильную популярность книг обеспечивают электронные библиотеки, чьи удобство и экономичность оценили "живущие в Сети" молодые люди.

    - Тогда как бумажные книги постепенно становятся предметом премиального потребления и практически недоступны старшим поколениям, - добавил эксперт.

    А вот что исследователей приятно удивило, так это увлеченность россиян научной литературой, которая опередила по популярности даже посты топ-блогеров (30 процентов против 25).

    Поделиться